"Архив газеты “Республика Башкортостан" 2003-2011 год


экономика предпринимательство финансы инновации регион аналитика


"Республика Башкортостан" № 178

ИСТОРИЯ И МЫ

Завод номер один

И при царе, и при Советах, и сегодня на ТРЗ принцип социальной ответственности был и есть не пустой звук

В. Н. Хусаинов. Сегодня тепловозоремонтный завод может по праву называться заводом номер один столицы нашей республики, так как предприятий старше его по возрасту в Уфе больше не осталось. Всю свою 121-летнюю историю ТРЗ шел нога в ногу со страной: восстанавливался после Гражданской войны, переходил на круглосуточную вахту в Великую Отечественную, осваивал ремонт тепловозов в мирное время. Число работающих тогда при трехсменке превышало 3 тысячи, сейчас — более 400 человек.

Сегодня на предприятии разработана антикризисная программа, введена укороченная неделя. Производственные мощности по сути переведены, как говорят специалисты, на ручной режим управления. Руководители завода, цехов и служб перешли, можно сказать, на рабочую семидневку: ведут неустанный поиск заказов, причем небезуспешно. Более того, у генерального директора и его команды есть перспективный план по выводу старейшего предприятия на принципиально иной технологический уровень. Хотя и тяжело, но унынию не предаются — ведь и прежде заводчане не раз преодолевали трудные времена.

Править надо не историю, а современность

Главные мастерские Самаро-Златоустовской железной дороги были пущены в действие 15 августа 1888 года. Высокие створки дверей корпусов мастерских распахнулись после торжественного молебна. В трех отдельных зданиях размещались пять цехов и четыре отделения. В 1889 году здесь трудились 900 рабочих — это было самое многочисленное в Уфе промышленное предприятие.

В музее ТРЗ много любопытных экспонатов. Вот металлографический микроскоп размером почти с токарный станок, изготовленный на заре деятельности знаменитого Карла Цейса. Вот разрывная испытательная машина, завезенная в Уфу из Филадельфии в конце ХIХ века.

Как мы знаем, в истории Уфы коллектив железнодорожных мастерских сыграл, пожалуй, роль главного действующего лица в революционных событиях 1917 года. Тот силовой переворот власти в России до сих пор осмысливается, вызывает споры у лучших умов в мире. Но факт есть факт: сегодня ТРЗ не только действующий современный завод, но и живой музей истории под открытым небом. ТРЗ для Уфы все равно что крейсер «Аврора» для Санкт-Петербурга или скульптура «Рабочий и колхозница» для Москвы.

ТРЗ должен быть сохранен как трижды памятник: во-первых, ранней российской промышленной индустрии, во-вторых, истории, в-третьих, как архитектурный. Ведь производственные корпуса, сооруженные из природного камня, вот уже 121 год не ведают физической усталости и готовы служить еще века. Берегут же в Европе сооружения, возведенные еще римлянами в военных целях, не находящие сегодня никакого применения, кроме того что являются памятниками истории.

Не случайно ведь аж восемь улиц столицы республики названы именами бывших рабочих железнодорожных мастерских, которые отдали жизни за советскую власть: улицы Белякова, Нехаева, Вострецова, Якутова, Морякова, Зенцова, Вавилова, Комлева. За ту самую власть, как начинают сейчас прозревать наши современники, которая, как и любая другая, показала свои достоинства и недостатки. Мир во всем устроен так: сколько плюсов, столько и минусов. Редактировать и править надо не историю, а современность. Историю же — только беречь!

Российская здравница тепловозов

Сегодня вся территория тепловозоремонтного завода ухожена настолько тщательно и бережно, что напоминает курортный двор некой южной ретроздравницы: ели вдоль аллеи Славы, стелы с именами работников предприятия, павших в Гражданскую и Великую Отечественную войну. Чистые тротуары, постриженные газоны. Так везде. Даже на задворках цехов, не говоря уже о самих цехах, в которых не найдешь ни масляных подтеков, ни случайно оставленной металлической детали. Эти цеха и есть здравница тепловозов, которые со всей России направляют сюда для капитального ремонта — восстановления первоначальной мощи и стати.

— Кого-то ждете в гости? — невольно вырывается у меня при виде такого лоска. Генеральный директор завода Винер Наильевич Хусаинов растерянно улыбается, не поняв вопроса сразу. Потом его от провокационной уловки журналиста разбирает смех, и он подробно объясняет:

— Люди не хотят сидеть без дела. Люди-то у нас особенные, большинство в коллективе трудится по 30 — 40 и более лет. Все гордятся прошлым завода. Здесь же на генном уровне передается бережное отношение к истории, к ветеранам труда — давно ушедшим из жизни и ныне здравствующим. На этом всем воспитывается молодежь. Таким богатством надо дорожить. Особенно это понимаешь сегодня, в трудное время кризиса. Рабочие даже не думают бросать завод. Очень терпеливые. С пониманием отнеслись к переходу на укороченную рабочую неделю, к некоторому уменьшению зарплаты. А ведь среди наших рабочих многие относятся к представителям редких профессий! Их пытаются сманить на другие заводы. Не идут. Мы стараемся максимально, по возможности, решать их бытовые и другие проблемы. Словом, держимся одной семьей. В трудное время так надо. Но злоупотреблять терпением людей тоже нельзя: ищем заказы по всей стране, даже беремся за не совсем профильные, будем расширять сферу услуг, уже взялись осваивать новые. Есть у нас планы на будущее.

Винеру Хусаинову в начале августа исполнилось 50. У него, человека открытого и простого в общении, завидный опыт руководителя.

Придя на ТРЗ восемь лет назад директором, Хусаинов со временем оценил это не просто старое предприятие, а сохранившуюся и до конца неоцененную живую историю Уфы и республики, причем с хорошими возможностями для развития. В этом убеждены все, кто мне встречался — от директора до слесарей и станочников.

Токарь дизельного цеха Дмитрий Терентьевич Чиглинцев представляет собой тот самый редкий случай, когда, узнав о его возрасте, не верят: дескать, не может быть, чтобы в 71 стоял за станком и нарезал точные размеры по металлу!

— Пока на здоровье не жалуюсь, — поправляя неизменную кепку, говорит Дмитрий Терентьевич. — Стараюсь держать себя в форме. В режиме, — многозначительно уточняет он. — Зачем мне из-за кризиса какого-то искать другое место. Здесь я нужен, всех знаю. В нашем возрасте надо ценить общение, поддержку товарищей.

И это понятно: на заводах-долгожителях существует своя неповторимая атмосфера, здесь умеют дорожить кадровыми рабочими, за преданность коллективу товарищи и руководство отвечают тем же.

Токари, если и меняют профессию, то очень редко. В прежние годы они котировались высоко. До сих пор рассказывают, например, о токаре Трясоногове, который даже в 80-е годы хранил в своем верстаке уникальные резцы с царским клеймом, то есть двуглавым орлом, и вовсе не для понтов, а использовал в работе — их реже приходилось затачивать... У многих токарей имеются изготовленные своими руками и своей фантазией инструменты, набор своих приемов. Сегодня котировка этой профессии незаслуженно занижена, хотя токари по-прежнему в цене на предприятиях реального сектора экономики.

Шлифовальщик коленчатых валов дизельных тепловозов Михаил Михайлович Курцебо — единственный в своем роде специалист на весь завод. Его к ветеранам не отнесешь — всего 39 лет от роду, но руководители обращаются к нему по имени-отчеству. Профессионал редчайший. Судите сами: коленвал легкового автомобиля весит около 2 кг, а тепловоза — 2,2 тонны, сталь легированная. Нужно с особой тщательностью такую махину установить на шлифовальном станке, выявить износ и другие дефекты. Редкий шлифовальщик способен выдержать столь муторную подготовку к операции по восстановлению вала. У Курцебо есть все природные качества для обращения с металлом: собранность, сосредоточенность, твердость характера.

— Самый старый коленвал я видел пять лет назад, он был изготовлен в 1949 году на «Пензамаше», — восхищенно рассказывает Курцебо. — А на днях попался вал 1982 года выпуска, но с трещиной: устал металл. Шлифовка требует точности до микрона, тут ошибиться нельзя, иначе весь смысл капремонта тепловоза будет сведен на нет.

Примеров верности заводу множество. Слесарь подвижного состава Борис Михайлович Грязнов трудится здесь 47 лет из своих 63. Личность в прямом смысле яркая: он единственный на заводе, кто носит шляпу. Мама работала 40 лет на ТРЗ, отец — в депо «Уфа». Грязнов когда-то хорошо играл в футбол и в хоккей с мячом за заводскую команду. Он и сегодня еще сохраняет спортивную стать и форму, которые способствуют при ремонте электрооборудования, фильтров, помп, вентиляторов. В общем, слесарь-универсал.

Универсальными учатся быть и молодые. Например, великолепная троица, обслуживающая испытательный стенд: мастер Роланд Хуткубия, слесари-испытатели Ришат Хасанов и Николай Ярыгин. Они ставят точку в капитальном ремонте дизельных двигателей: испытывают их, проводят отладку всех узлов, ставят на раму. Когда нет испытаний, идут помогать на другие участки. Старательным и толковым ребятам сулят хорошее будущее — они после школы на таком заводе будут востребованы всюду.

— Мы настраиваем рабочих быть универсалами. Это вроде бы антрикризисная мера, но в жизни она пригодится всегда и поможет сделать производство более эффективным, — утверждает начальник сборочного цеха Риф Зуфарович Тазетдинов. Пример универсальности он демонстрирует в первую очередь сам: с утра до вечера на ногах, с одного участка переходит на другой. Вникает в ход всех операций по сборке, он и диспетчер, и контролер.

— Сегодня в ремонте пять тепловозов, — сообщает Риф Зуфарович. — Еще три уже готовы для отправки в Магнитогорск, Ярославль и Якутск. Вон тот, на обкаточном пути, для Газпрома, скоро уйдет в Нижневартовск. Только что прибыл маневровый тепловоз из Стерлитамака. Уже на подходе тепловозы из Сургута, Гая, Монголии.

Сегодня локомотивы из ворот предприятия уходят обновленными, с современными технико-экономическими характеристиками. Кроме того, завод недавно разработал и запатентовал комплексное инновационное решение для маневровых тепловозов серии ТЭМ-2 и ТЭМ-18, в связи с тем что перед многими предприятими стоит непростая задача обновления и модернизации парка маневровых тепловозов. Политика качества, проведение маркетинговых исследований рынка сбыта по профилю и смежным отраслям открывает заводу новые перспективы на внутреннем и внешнем рынке.

Забота о людях

Стук вагонных и локомотивных колес волнует и зовет в дорогу, об этом немало песен сложено. А вся проза приходится на коллектив цеха колесных пар, в котором каждый слесарь знает, что колесо из специальной углеродистой стали изнашивается за год на 2 мм. Таков запас хода. Высота же бандажа 75 мм. Покатавшись по просторам страны, они оказываются в этом цехе. Его начальник Алексей Григорьевич Спиридонов сегодня сильно переживает за свое подразделение.

— В месяц делаем 50 колесных пар для маневровых и магистральных локомотивов, а в прошлом году было вдвое больше, хотя мощности наши рассчитаны на 400 — 450 пар, — рассказывает Спиридонов и от невеселой статистики спешит перейти к работникам цеха, которые почти все уникальны по профессиональной ценности. — Таких, как у нас, токарей-карусельщиков, которые обтачивают бандаж, нигде уже не готовят. Вот в чем проблема! На днях я читал, что в России сегодня в год выпускается из училищ 1400 фрезеровщиков, а нужно в 10 раз больше.

Алексей Григорьевич начинал токарем, был мастером. Проработал во всех основных цехах. Ремонтно-механический он считает мини-заводом. Инструментальный участок изготавливает продукцию как для заводских нужд, так и на продажу. Дизельные двигатели здесь можно восстанавливать любые: автомобильные, тракторные считаются мелочью.

Да что там говорить, когда еще в Великую Отечественную войну на ТРЗ изготовили (сверхурочно!) четыре бронепоезда: «Александр Невский», «Полководец Суворов», «Салават Юлаев» и «Уфа». После войны их водрузили в разных городах страны на постамент. Видно, не зря.

То есть возможности на ТРЗ были и есть огромные.

Это прекрасно понимает и директор Винер Хусаинов, значительное время проработавший в цехах Уфимского моторостроительного производственного объединения. Возглавив ТРЗ и познакомившись с коллективом, он решил поднять старейшее производство, насколько это возможно. До уровня «моторного», очевидно, не получится, но перейти от статуса «ремонтного» к изготовителю новой продукции — цель вполне реальная. И она Хусаинову не дает покоя многие годы, ею удалось заразить других специалистов — никто не против жить и работать еще лучше, чем вчера. Такая техническая идеология мобилизовала в каждом работнике творческие силы и вдохновение.

Хусаинов, изучивший на самом продвинутом предприятии проблемы машиностроительной отрасли изнутри, сделал на ТРЗ правильную ставку: на технический прогресс, развитие инфраструктуры, повышение квалификации ИТР и руководящего состава, обучение молодежи, на творческий подход к делу всех работников, независимо от должности.

Высокая цель, поставленная задолго до нынешнего финансового кризиса, помогает тепловозоремонтникам легче преодолевать сегодняшние трудности. На ТРЗ без сомнений и колебаний берутся за заказы, которых раньше вообще не приходилось исполнять. В основе такой уверенности, конечно, завидный профессионализм и сплоченность: чувство единой команды всегда придает огромную силу.

На заводе уже появился новый объект ремонта — дизель-генераторная установка Зауральской ТЭЦ, которой после 30 тысяч часов эксплуатации понадобился капремонт. Австрийская установка, у которой 20 цилиндров, сильно отличается от дизельного двигателя тепловоза, — она по размерам почти втрое меньше железнодорожной машины, но «лошадей» в ней 3800! Вся проблема в коленвале — надо его шлифовать. Не транспортировать же из-за этого установку в Австрию. Тем более что Михаил Курцебо, не раздумывая ни секунды, сказал, что отшлифует: в центре образовался прогиб в 1,9 мм. Сейчас главное — изготовить оснастку. Инструментальный цех берется. Похожих установок в отечественной электроэнергетике немало, так что можно освоить и эту целину.

Поиск заказов идет по всей стране. И не обязательно в русле железных дорог.

— О производстве какой новой продукции идет речь? — интересуюсь у Винера Наильевича Хусаинова, понимая, что в пору финансового кризиса, возможно, вопрос покажется неуместным, «царапнет« нервы. Но я ошибся. Директор снова улыбнулся, так же, как когда я поинтересовался причинами ухоженности территории.

— Планируем производить родственную продукцию. То, что сегодня нужно на рынке. Профиль завода сохранится, — сообщил он, не раскрывая полностью содержание программы.

Тут уместно вспомнить о двух фрагментах истории Уфимских паровозоремонтных мастерских. Одна из эпохи капиталистической — ХIХ века, другая — из социалистической — века ХХ.

Так вот в 1895 году начальником мастерских пришел поляк Валерьян Доминекович Лопато. Он проработал 10 лет. Инженер Лопато в истории мастерских — светлая личность. Высокий, худой, с вислыми руками, Лопато не повышал голоса, к рабочим относился благожелательно, по-человечески заботясь о них. По его ходатайству городские власти отпустили землю для постройки домов. Были получены в кредит материалы. Рабочие сообща строили дома. Лопато организовал первое общество потребителей, члены которого могли покупать в кредит одежду, обувь, домашнюю утварь. Лопато открыл первую сберегательную кассу. Сам в рот не брал хмельного и всячески боролся с этим злом. По его инициативе перед Старо-Ивановским кладбищем был разбит парк (он назывался впоследствии Садом общества трезвости), высажены деревья — часть нынешнего парка имени Ивана Якутова. При Лопато на отчисления от зарплаты рабочих был построен клуб рядом с конторой мастерских. Там пел сам Федор Иванович Шаляпин. В клубе работала библиотека. Все это способствовало закреплению кадров и повышению производительности труда.

Валерьян Доминекович делал то, к чему сегодня власти призывают бизнесменов — быть социально ответственными.

Другой факт, имевший место быть спустя три десятилетия. В мае 1930 года паровозоремонтный завод был признан первым ударным предприятием республики. На нем трудились 138 ударных бригад, насчитывалось более 1700 рабочих-ударников. 13 июля 1930 года заводу вручается Красное знамя ЦК профсоюза железнодорожников и редакции газеты «Гудок». Уфимский ПВРЗ во Всесоюзном социалистическом соревновании занимает первое место среди заводов наркомата путей сообщения. Капремонт паровозов на заводе длился 14 дней, по СССР в среднем — 17 — 19 дней, а в США — 20 — 22 дня. Коллективу была присуждена премия в 200 тысяч рублей. На эти деньги по решению коллектива (так записано в документах музея) был построен новый клуб, нынешний Дворец культуры железнодорожников на берегу Солдатского озера, в парке имени Ивана Якутова.

Так было при социализме, который сегодня не перестают предавать анафеме. История же утверждает, что независимо от названия общественно-политического строя, трудящийся человек должен быть на первом месте во всех планах и проектах дальновидного руководителя. Это залог успешного движения вперед.

На Уфимском ТРЗ чтут богатую историю и заводские традиции, делают все, чтобы выйти из кризиса с минимальными потерями, ибо ставка делается верная — на человека труда.

Ринат ФАЙЗРАХМАНОВ.
17.09.09
Оцените материал:
1 2 3 4 5
текущая оценка:1.0

Комментарии читателей:

МАРТИ(20.02.2012 08:51)


Еще с ПРЗ и революцией связана улица Пролетарская. Говорили, что ее построили в 1918 году рабочие завода.

 

Фарит(26.01.2012 17:16)


Уважаемый Ринат ФАЙЗРАХМАНОВ. Я задал вопрос по бронепоездам, но не указал адрес для ответа.Если Ринат уже не работает в этом издании прошу его прежних сослуживцев сообщить ему о моей просьбе.Сейчас исправляю этот пробел мой адрес:poizk@yandex.ru

 

Фарит(29.12.2011 08:15)


Уважаемый Ринат ! Я Латыпов ФАРИТ ФАЯЗОВИЧ интересуюсь фактами по уфимским бронепоездам.Имею публикацию по этой теме в журнале "Уфа" № 5,6 за 2011г. вы пишите здесь:.." После войны их(бронепоезда) водрузили в разных городах страны на постамент. " можете сказать об этом подробнее. Какие и в каких городах? И каков источник ваших сведений? .

 

unnamed (04.08.2010 15:53)


Привет заводу,я когда-то работал на этом заводе, надеюсь изменился в лучшею сторону.

 

Ваш комментарий к материалу
имя:

e-mail:

*Комментарий:

Введите код на картике


На тему Экономика:

Масса покоя


Работодатели пользуются бездеятельностью работников в защите трудов...

За пошлинами и штрафами проследят мгновенно и достоверно


Приём и обработка платежей в бюджетную систему страны...

Изменить модель экономики


Рустэм Хамитов — о планах, реализация которых позвол...

В рубрику Экономика

На главную страницу

Политика

Накликали встречу

Вчера в региональном отделении «Единой России» сетевые ак...

Защитная реакция

Конституция может меняться лишь в интересах общества

Приступить к агитации

Вчера единороссы республики снова начали готовиться к ...

Андрей Назаров назначен спецпредставителем по инвестсотрудничеству

Советник президента Башкортостана Андрей Назаров назначен сп...
Экология

Кому приносит радость праздничный разбой?

С самого раннего детства все поколения распевают жалос...

От плотины до кипчакского кургана

Вложения в развитие малой и большой родины — самые п...

"День открытых дверей" на нефтепромыслах

Оценка состояния воды, воздуха и грунтов должна быть неза...

Воздушная тревога

Совет общественной безопасности вернулся к экологическим п...
МНЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

статья: Рустэм Хамитов открыл свой блог /Официальная хроника/

Здравствуйте уважаемый Рустам Закиевич.скажите пожалуйста,у меня прописка в Давлекановском районе,снимаю кв.и работаю в Уфе с 2004 года.а в своём районе нет работы. Есть ребёнок 4 года.так вот у меня вопрос могу ли я встать в очередь как нуждающая в жилье.т.к.цены растут с каждым днём и денег .а з.п наоборот сокращают.и работать приходиться не по профессии,а по з.плате.нет возможности снимать квартиру.Очень надеюсь что письмо не останется без ответа.

Светлана (05.04.2015 16:39)

статья: Они защищали Родину /«Ветеран»/

Розыскивается Васильев Афанасий Федорович 1907 г.р. уроженец села Ермолкино РБ пропал без вести в июне 1942 г. 170 СД; уроженец Аделькинского сельсовета РБ Васильев Георгий Федорович 1910 г.р. пропал 22.06.41 уроженец села Ермолкино РБ Васильев Леонид Алексеевич 1916 г.р. 170 СД Красноармеец 170 СД; уроженец села Ермолкино РБ Васильев Иван Максимович 1902 г.р. пропал без вести 12.10.42 39 СД 308 и 193 СД. Прошу найти этих людей на вопрос кто я им я отвечу что задали об этом нам в школе


статья: Французские технологии в салаватской клинике /Здоровье/

Интересует комментарии Дианы (Диана(21.07.2014 15:15) Ответил ли ей Бакланов и как обстоят дела с братом Дианы ?

Людмила (04.04.2015 17:37)

статья: Французские технологии в салаватской клинике /Здоровье/

Как бы поговорить с Дианой (Диана(21.07.2014 15:15) Ответил ли ей Бакланов и как обстоят дела с братом Дианы ?

Людмила (04.04.2015 17:35)

статья: Они защищали Родину /«Ветеран»/

ищу место захоронения дедушки гайсина мансура фазлыевича 1905 г р уроженца аюхановского сель совета давлекановского р на жена набира пропал без вести в феврале 1942 года гдето в ленинградской области был призван в 1941 году спасибо за помощь


статья: Неизвестный Шаймуратов /«Ветеран»/

Не уверена, что прочитают мой комментарий, но напишу. Действительно ни слова нет о его связях с родственниками, друзьями по детству и молодости. Почему не напишут, что его братья (Ахметгарей и Абдулла Фахрисламовы)сестра (Галимя Фахрисламова-по мужу Сафина)) жили в деревне Арсланово. А фамилия У Шаймуратова была Фахрисламов.А тулуп,действительно был, только не зеленого а чисто белого цвета, он снял с своего плеча и дал. Много что нам неизвестно. Ведь он был разведчиком, может нельзя было... Не знаю.

лилия (03.04.2015 16:55)

статья: Храм в России — символ Отечества /Социум/

Очень интересная и трогательная история.А нет информации про Елизаветино?

Вячеслав (30.03.2015 20:53)

статья: Они защищали Родину /«Ветеран»/

Ищу деда Мухамедянова Мухамедшарифа Мугдабаровича 1910 г.р пропал без вести окт-нояб 1941г под Ленинградом.В последнем письме сообщил что в окружении

Алек Шами (29.03.2015 21:06)

статья: Они защищали Родину /«Ветеран»/

Ищем деда моего мужа: Садыков (Гильманов) Гилимьян (Гилемьян) Гильманович. Призван из д. Ст.Пучкаково Чекмагушевского района РБ В 1941. Воевал с первых дней, защищал Москву. Пропал без вести в 1942 где то под Харьковом или Ржевом. Хотели бы найти место захоронения.


статья: Они защищали Родину /«Ветеран»/

Ищу иформацию о дедушке д Сарбия Баймакского р- она РБ безвести сентябрь 42 Пономарёв Емельян Илларионович

Сергей Пономарёв (26.03.2015 19:59)

СОБЫТИЯ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

 31.01.11 Новое имя лидера
 31.01.11 Арслан Мубаряков — символ башкирского театрального искусства
 31.01.11 Детские сады — детям
 31.01.11 «Пират» потерял 20 миллионов
 31.01.11 Открытие традиционного конкурса
 31.01.11 В «Нефтянике» - открытая лекция
 28.01.11 Вручён «Золотой скальпель»
 28.01.11 Новое поколение: инвестиции в будущее
 28.01.11 Зарипов с Михайловым снова в лидерах
 28.01.11 От футбольного фанатизма до экстремизма
 28.01.11 НСО приглашает
 28.01.11 Заседание «круглого стола»
 28.01.11 Чемпионат по пожарно-прикладному спорту
 28.01.11 «Карусель мастеров»
 27.01.11 Вспомним о блокаде Ленинграда
 27.01.11 Драйвер роста экономики
 27.01.11 На сцене — судьи
 27.01.11 Школьники из Башкирии отдыхают на Черноморском побережье
 27.01.11 К 120-летию со дня рождения К. Хакимова
 27.01.11 «Прямой провод»
 27.01.11 Выставка Виталия Руденченко
 27.01.11 Соревнуются биатлонисты
 27.01.11 На все четыре стороны
 27.01.11 Избран председатель ЦИК РБ
 27.01.11 …Уборы матушки-зимы
 27.01.11 Был белый снег, шел первый день каникул
 27.01.11 Конкурс профессионального мастерства «Работница-2011»
 27.01.11 Городской семинар
 27.01.11 Как открыть свое дело
 27.01.11 Снова мы стоим у обелиска...
 27.01.11 «Мирас» приглашает
 27.01.11 Спортивные мероприятия в Туймазах
 27.01.11 «Хлеб – всему голова!»
 27.01.11 «Экология. Творчество. Дети»
 27.01.11 На сборы - в Кисловодск
 26.01.11 Коммунальное хозяйство ждёт хозяев
 26.01.11 Чихайте в платок!
 26.01.11 День изобретения автомобиля
 26.01.11 Прием граждан
 26.01.11 Чемпионат и первенство РБ
 14.01.11 Городское пространство станет комфортным
 14.01.11 Лучших учителей поощрят
 14.01.11 Прибыл картофель из Белоруссии
 14.01.11 Таджикистан станет ближе
 14.01.11 Состоится совещание
 14.01.11 Стартовал региональный этап олимпиады школьников
 14.01.11 Пройдут зональные соревнования
 14.01.11 «Птицы небесные»
 13.01.11 Гриппа нет
 13.01.11 На ЕГЭ запретили приносить «мобильники»
 13.01.11 Виват, Дарья!
 13.01.11 Артур — лучший
 13.01.11 Внимание - конкурс!
 13.01.11 Творческая школа
 13.01.11 «Шахматы в школе — 2011»
 13.01.11 Оркестр приглашает на «Музыкальный коктейль»
 12.01.11 Конкурсы
 12.01.11 Путешествие в прошлое
 12.01.11 Поиграть в куклы никогда не поздно
 12.01.11 Поздравляем!
 12.01.11 Названы лучшие организации
 12.01.11 Рождественский марафон для больных детей
 12.01.11 Что происходит с «Салаватом»?
 12.01.11 Таможня осваивает новые технологии
 12.01.11 Нам интересно!
 11.01.11 Поздравляем!
 11.01.11 Рождаемость растёт
 11.01.11 Кряшены празднуют Нардуган
 11.01.11 У подростков — зимние сборы
 11.01.11 Картины Наиля — окна в Европу
 11.01.11 Праздник российской печати
 11.01.11 Прием граждан проведет начальник отдела работы с налогоплательщиками и СМИ УФНС по РБ
 11.01.11 Консультационный семинар
 11.01.11 «Шербурские Зонтики» в Уфе
 07.01.11 Каникулы с пользой
 07.01.11 Материнскому капиталу «накинули» срок

Яндекс.Метрика

© 2004-2011, ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан».
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено. Адрес электронной почты: gazeta_rb@mail*ru