ШЕЖЕРЕ

Дорогие мои земляки

История села Исламбахты

Мое родное село Исламбахты расположено в западной части Башкортостана, на правом берегу реки Ик, притока Камы, входит в Ермекеевский район и граничит с Абдуллинским районом Оренбургской области. До города Абдуллино — 10 км, до райцентра села Ермеекево — 40 км, до железнодорожной станции Приютово — 25 км.

Рядом с селом — поселок разъезда Ик, последний остановочный пункт электропоездов Уфа — Абдуллино. Село раскинулось вдоль реки на три километра, в его окрестностях много живописных долин, оврагов и холмов, лугов и рощ, ручьев и родников. Было здесь и небольшое озеро Лебяжье (Аккош куле), где до 60-х годов жило несколько пар лебедей — об этом до сих пор вспоминают жители села.

Заниматься изучением истории своего родного села я начал по заказу односельчан. В 1987 — 1989 годах я по крупицам собирал факты и сведения о жизни и литературной деятельности писателя-земляка Явдата Ильясова (1929 — 1982 гг.), автора более десяти прозаических произведений, а также значительного количества стихов, статей, переводов. По итогам этой кропотливой работы были опубликованы биобиблиографические статьи, проведены литературные вечера. Вот тогда-то и поручили мне мои земляки написать статью-очерк о селе Исламбахты Ермекеевского района.

К сожалению, печатных и архивных материалов о нашем селе очень мало. Многих старых людей — живой исторической памяти — уже давно нет среди нас. Не удается отыскать и полных шежере.

В 1983 году в связи с 60-летием нашей школы ее тогдашним директором Т. И. Габрахмановым была предпринята попытка создать музей истории села, но она не увенчалась успехом. А ведь память человека содержит уникальные факты, которые должны стать достоянием истории.

В записях бывшего директора школы И. М. Нугуманова значилось, что наше село возникло более 350 — 380 лет назад, но неизвестно, на чем основано это предположение. В третьей книге А. З. Асфандиярова «История сел и деревень Башкортостана» сообщается, что деревня Исламбахты известна с 1742 г. Согласно пятой ревизии (переписи) в 1795 году в нашей деревне в трех дворах проживали башкиры (35 человек) и в пяти домах — тептяри (57 человек). Последующие переписи сообщают, что здесь проживают преимущественно башкиры-вотчинники.

Я с детских лет помню место в самой верхней части села, которое называли «Учуйли» и где по преданию и по родословной Вафы Фаттаховича Атнагулова несколько веков назад стояли три дома трех братьев — Исламбакыя, Уразбахты и Уразмана — сыновей Атнагула. Они занимались кочевым скотоводством, охотой, рыболовством, а позднее земледелием, садоводством, овощеводством, пчеловодством.

Вокруг села был густой лес; об этом сохранилась легенда «Урманай»: у леса, в кустах Исламбахты-бабай находит ребенка, которого считают родоначальником фамилии Тахаевых, Хайруллиных, Идиятуллиных, Асылхановых...

В журнале «Шура» было опубликовано шежере жителей башкирской деревни Исламбакый. Этот вариант почти полностью совпадает с центральной линией шежере деревни Исламбахтино Ермекеевского района Башкортостана, которое было приобретено 26 мая 1956 года старшими научными сотрудниками Института истории, языка и литературы Башкирского научного центра Т. Г. Баишевым и Б. Г. Калимуллиным во время научной командировки в наши края. Эта родословная помещена в конце рукописной книги на персидско-арабском языке, содержащей выдержки из Корана.

Запись переписчика книги Губайдудлы Исламкулова, указного имама гласит: «Окончил переписывание данной книги в 1807 г. 18 января в медресе Хисамутдина Муэминова». А что касается шежере, последние записи его, по-видимому, относятся к началу нынешнего столетия. Неизвестно, кем был Малик, стоящий у корня родословного дерева. А его сын Кайкы бей, должно быть, являлся знатным человеком. В книге М. И. Ахметзянова «Татарские шежере» (Казань, 1991, стр. 52 — 53) упоминается о нашем шежере, как о «Шежере Кайкы бия»: количество колен 18, хронологические рамки ХIV — ХIХ вв., связано с деревней Исламбакиево Ермекеевского района. Не исключено, что он или даже его предки были со времен Золотой Орды тарханами. На эту мысль наталкивает тот факт, что в 1523 году казанским ханом Сахиб-Гиреем был выдан ярлык на тарханство семи мужчинам, занимающим IV — VI поколения в родословной после Кайкы бея.

Содержание ярлыка представляет собою пожалование прав тарханства и освобождение от различных налогов и повинностей. Тарханы у себя дома, на дороге, в торговле освобождались и не платили никаких налогов и пошлин. В их дела никто и ни под каким видом не мог вмешиваться. «...Слово мое таково, — сказано в этом документе, — этот Шейх-Ахмет сын Мухаммеда, потом сын Шейх-Ахмеда Абдад, потом Сейид-Ахмед, его брата Мухаммеда сын Муса (но в нашем шэжэре Муса не сын, а внук Мухаммеда, его отец Махмут — сын Мухаммеда - авт.), Якуб сын Сейида, его брат Буланс, его брат Нур-Сейид — эти семь человек, пришедши к нам, били челом, что они были тарханами прежних наших старших ханов; мы вновь, пожаловав упомянутых лиц во имя великого бога и ради пророка Мухаммеда, сделали их тарханами...» (История Татарии в документах и материалах. М., 1937, стр. 101 — 102). Подробный анализ этого ярлыка дан в монографии М. А. Усманова «Жалованные акты Джучиева улуса XIV — XVI вв.» (КГУ, 1979, стр. 26, 37 — 38, 145, 187, 189, 207, 212 — 213). Ярлык впервые был обнаружен в 1912 году учителем истории и археографом С. Г. Вахидовым в деревне Мамалаево Мамадышского уезда у крестьянина Рахматуллы Ахмарова, который хранил его как лечебный талисман. С. Г. Вахидов приобрел этот памятник письменности после революции, подробно его исследовал, результаты опубликовал в печати, а сам ярлык передал в Республиканский музей Татарстана, где он и хранится.

Семь лиц — дети человека по имени Мухаммед, издавна известного как лицо старинной фамилии и старый тархан, пришли к Сахиб-Гирей хану с целью доказать свое тарханское происхождение и принесли об этом документы. Возобновление тарханских привилегий этим тарханам Сахиб-Гиреем, вероятно, находилось в связи с переменами в государственном аппарате. В ярлыке всего 197 слов (кроме имен лиц), из них 117 на турецком (старо-тюркском и тюркском), 66 на арабском и на персидском 14. В целом ярлык характеризует феодальные отношения в Казанском ханстве в первой четверти XVI века.

В своей книге «Башкиры» В. Филоненко со ссылкой на «Материалы для истории Оренбургской губернии из рукописей Волкова» сообщает о том, что эта тарханная грамота была представлена в Москву в 1678 году по спорному делу о земле между башкирами Ирехтинской волости и чувашами... Из Москвы, от царя Федора Алексеевича в 1679 году пришла в Уфу окольничему и воеводе П. Д. Скуратову такая ответная грамота: «Хотя ж в тарханской грамоте Сахиб-Гирея и не означено, где жил Ших-Ахмет, но по нескольким сделанным повальным обыскам доказано, что он жил на реке Ик, а наконец, по большому повальному обыску, сделанному всем Уфимским уездом, оказалось, что Ших-Ахмет был из предков башкир Ирехтинской волости». Не зря, наверное, упомянутый Р. Ахмаров предполагал, что на основании этой бумаги он может когда-нибудь получить себе от правительства поместье и «важную должность». Вотчинные земли тарханов передавались по наследству от отца к сыну и от брата к брату. Звание тарханства обусловлено несением военной или иной службы государю. С присоединением Башкирии к Русскому государству все башкиры, кроме тарханов, были обложены незначительным ясаком; тарханы же вошли в разряд Служилого сословия; их тарханные привилегии были подтверждены «бережельными» грамотами Московского правительства.

Икские башкиры заселяли долину Ика от истоков до устья, занимали значительные территории и по левобережью реки до районов верховий рек Степной Зай, Шешмя и др. Их состав очень пестрый: енейцы, байларцы, ирехтинцы, ик-минцы, иланцы, киргизы. Можно предположить, что всю эту обширную территорию и земли за ее пределами заселяли потомки Малика и Кайкы бия.

В разных ревизских сказках и переписях по селу Исламбакиево записано: юртовые старшины Муллагалий Уразбахтин, Нугуман Аднагулов и Галим Хамитов, юртовый есаул Нигматулла Исламгулов, указные муллы Исламгул Исламбакиев, Губейдулла Исламгулов, Сулейман Мухаметшин, Габдулгафар Амиров, Ахматзакир Фаридонов, полковой мулла Гайникамал Сулейманов, указной казанчей Амир Султанмуратовѕ

Житель села Исламбакый Аднагулов — вотчинник Кыр-Еланской волости — в 1786 году участвовал в припуске чувашей и мордвы на вотчинную землю в верховьях реки Ик, они основали деревню Кожай-Максимово. Его братья Уразбахты и Уразман Аднагуловы в 1786 году жили в деревне Уруссу-Тамак. В 1756 году Уразбахты жил в деревне Абдулово. Не исключено, что все они вышли из Абдулово. Башкир-вотчинников в деревне Исламбакаево в 1816 году насчитывалось 180 душ мужского пола. Башкиры-припущенники Кыр-Еланской волости указной мулла Амир Султанмуратов, Зайсан Мукаев, Гильман Аширов, Багаманов Ибрагим имели вотчину в Верхнеуральском уезде в Табынской волости и из оной перешли в деревню Ташлы. Оттуда около 56 лет (т. е. в 1801 году) перешли в настоящую деревню Исламбахтину.

В 1859 году в деревне в 64 дворах проживало 192 мужчины и 222 женщины. 499 мужчин и 505 женщин при 174 дворах было в 1905 году. Перепись 1920 года показала всех жителей башкирами, их насчитывалось 1298 человек (238 дворов). В 1843 году на 192 башкира было засеяно 504 пуда озимого и 1376 пудов ярового хлеба. По сельскохозяйственной переписи 1917 года в 133 хозяйствах башкир насчитывалось 1379 человек. У них число посева — 1619, 25 десятин, количество рабочего скота — 485, без посева — 7 хозяйств, до 4 дес. 60 хозяйств; от 4 до 10 дес. — 112 хозяйств, от 10 до 15 дес. — 40 хозяйств, свыше 15 дес. — 14 хозяйств, кроме того, без посева были: тептяри одно хозяйство — 6 человек и русские одно хозяйство — 4 человека.

Многие страницы истории села еще не написаны, неизвестны факты участия наших односельчан в крестьянских волнениях, в Отечественной войне 1812 года. Известно, что с началом Первой мировой войны на фронт было отправлено 34 человека. Два сына старика Вадика Нуретдин и Шамсетдин уходят за младшим сыном Кабиром, еще раньше призванным на солдатскую службу, и погибшим в первый же месяц войны от немецкой пули. Вскоре поступают извещения о гибели Мухамадуллы Мухаметвалиева, Калимуллы Абдуллина, Идриса Габдулхакова, Тауфика Гилажева, Хамита Давлеткулова...

Несколько человек попали в германский плен, в том числе Фаттах Тазиев (1882 — 1976 гг.), у которого от жены польки (на чужбине) родились два сына, один из которых Гарун Тазиев — известный вулканолог, сохранивший фамилию отца. Вернувшись в родное село, Фаттах Тазиев трудился на земле, был середняком, затем активным колхозником. По понятным причинам не любил распространяться о жизни в плену. Односельчане еще помнят, как он в годы Великой Отечественной войны вздыхал, говоря о том, что, наверное, здешние два сына воюют против тамошних сыновей. Последние годы он жил у старшего сына Хамзы в Белебее. Умер на 94-м году жизни и похоронен по завещанию в родном селе Исламбахты. Сохранилась магнитофонная запись его рассказа о своей жизни, на основе которого младший брат снохи Ризван Хамид написал пьесу «Два часа — целая жизнь»: в ней события происходят уже во время Второй мировой войны. Кроме Ф. Тазиева, в плену оказались братья Бадыковы — Нуретдин и Шамсетдин, которые, вырвавшись из плена, участвовали в освобождении родного села от белочехов. По-разному сложились судьбы у других пленных — Хажисултана Асылханова, Хажисултана Валиахметова, Исхака Гилязева, Набиуллы Такаеваѕ

В Гражданской войне участвовали Хайретдин Тахаев (на Украине в 5-й конной армии), Фаризун Янгареев (в дивизии Котовского), Гадельгарей Нугуманов (на Кавказе), Габдрауф Мухаметзянов, Сабир Гатйатуллин, Зинур Бадыкшанов, Хусаин и Хасан Валиахметовы, Амин Кашапов, Мухамадулла Гайфуллин, Хажи Багавиев, Хабибрахман Гилязев, Котдус Гиляжев, Мухаметгали Бамшин и другие.

Наш отец Вахит Гареев тоже принимал участие в Гражданской войне, но вскоре его свалил тиф почти на год. Не успела закончиться Гражданская война, как наше село, как и все Поволжье, постигла жесточайшая засуха и начался страшный голод. Наш отец в это время работал в комбеде и раздавал людям стаканами и тарелками муку, а сам оказался на грани голодной смерти, лишь благодаря мельнику Галиму Хамитову и его жене Алифе остался жив: они выходили его, отпоив кислым молоком!

В 1921 году в нашем селе организуется детский дом, знаменитый на всю волость... Здесь детей не только кормят, но и обучают; воспитанники детдома всю жизнь помнили, что только благодаря отеческой заботе государства они остались в живых. Вскоре его переводят в поселок Атамкуль, где разыгрывается трагедия: заведующий детдомом Фарит Фаризунов и его товарищ Фаризун Тазетдинов погибают от рук бандитов. Учительница и завхоз Зифа Амирова (Богданова) была вынуждена скрываться. Детдом еще дважды меняет адрес: сначала Ново-Тураево, затем село Каменки (ныне Бижбулякский район). В детдоме воспитывались наша мама Хаерлибанат и ее сестра Шамсибанат Аминевы из Тарказов. Мама выходит замуж за Вахита Гареева, работавшего тогда председателем сельсовета Исламбахты, и более 30 лет трудится в колхозе. Шамсибанат Абуталиповна, наша тетушка, почти 40 лет работала в уфимской типографии «Октябрьский натиск», затем на полиграфкомбинате переплетчицей, мастером, бригадиром цеха, избиралась членом ЦК отраслевого профсоюза, депутатом городского Совета нескольких созывов, имела правительственные награды. Мать известного писателя — нашего земляка Явдата Ильясова Сайдикамал-апа тоже воспитывалась в этом детдоме; позже она трудилась на железной дороге, на одном из уральских заводов, затем в хлопкосовхозе в Ташкентской области Узбекистана.

В 1927 году в селе создается товарищество по совместной обработке земли «Иптяшлек», которое объединяет 15 — 20 семей — в нем был один трактор, молотильно-веяльная машина. Члены ТОЗа позже стали основным костяком организованного в 1930 году колхоза «Янги юл» («Новый путь»); его председателями в разное время были Нурмухамет и Миннахмет Фахреевы, Ханиф Сабитов, Шахи Мазитов, Амирьян Валиахметов. Добрым словом хочу помянуть имена таких ветеранов колхоза, как сеяльщик Мухаметгарей Нугуманов, механизатор Габдулла Вафин, молотильщик Миннегали Сайфуллин, кузнец Хайберахман Хамматов.

Особо следует отметить организаторский талант и человечность первого председателя колхоза Нурмухамета Фахреева. Благодаря его энергичным действиям и разъяснениям за короткое время люди добровольно вступают на путь коллективного труда, создается шесть бригад, строятся фермы и конные дворы из глинобитных (саманных) кирпичей. Получают развитие овощеводство и бахчеводство. Запрудив реку Ик повыше от села, по арыкам колхозники организуют орошение садов в нижней деревне; вода приводит в движение небольшую мельницу-крупорушку и теребильную машину... Здесь следует отметить смекалку и талант нашего сельского умельца Сабира Галимова.

На собранные у состоятельных людей золотые и серебряные украшения приобретают для колхозов трактор «ХТЗ-Фордзон», на котором работают первые трактористы-комсомольцы Мухамадулла Шаймарданов и Халля Хабибуллин.

Большое развитие получает колхозное пчеловодство, которое имеет давнюю историю, оно связано с именем Кузьмы Турсукова, мордвина по национальности из соседнего села Яковлевка Абдуллинского района Оренбургской области. Еще во время столыпинской реформы недалеко от нашего села в отрубе обосновалась его семья. Луга вдоль реки Ик изобиловали медоносными травами, кустами смородины, шиповника, зарослями рябины, черемухи... Неудивительно, что Кузьма содержал здесь несколько десятков ульев и учил сына Василия и дочь Агафью тому, как правильно ухаживать за пчелами. Отцовская выучка помогла детям в их работе. Агафья Кузьминична сразу же после образования в нашей деревне сельхозартели «Янги юл» стала колхозным пчеловодом. Благодаря ее стараниям пасека быстро превратилась в высокодоходную. А Василий Кузьмич стал ученым, специалистом по пчеловодству, работал главным зоотехником по пчеловодству в Белебеевском кантземотделе, затем в Башнаркомземе; он был одним из создателей Башкирской опытной станции пчеловодства в Улу-Теляке, вложил много сил в обучение и переподготовку пчеловодческих кадров, развитие научных основ пчеловодства, а его книга «Пчеловодство Башкирии», изданная более полувека назад, не потеряла актуальность и сегодня.

Есть в истории колхоза и трагические страницы: несколько середняков были раскулачены. Репрессированных сослали в Белорецкий и Нуримановский районы. В городе Прокопьевске Кемеровской области появляется Башкирский поселок. Вот пример одной такой семьи — Вафы Фаттаховича Атнагулова. Вафу-агая в селе звали не иначе, как «портной Вафа», «коммун Вафа»: он рано осиротел, ему многое пришлось изведать в жизни, испытать всю ее горечь и сладость. Когда, отслужив в армии, вернулся назад в деревню, то удивил всех сельчан хорошим знанием русского языка, а еще тем, что освоил редкое по тем временам ремесло — портняжное дело: не терял в армии времени зря. В 1931 году по ложному обвинению его сослали в Томскую область, там он валил лес вместе с другими ссыльными в одном из леспромхозов, расположенных на берегу Оби. После этого, вернувшись домой, он снова вступает в колхоз и, не покладая рук, трудится. Вафа-агай вырастил четверех сыновей и двух дочерей. Каждый из них выбрал свой жизненный путь: Ахмади стал полиграфистом, за свой труд награжден орденом Трудового Красного Знамени; Хусникамал, как и отец, работала в колхозе; Ахметьян стал кузнецом; Закир выбрал профессию учителя (в пединституте он учился вместе с Мустаем Каримом, Ахтямом Ихсаном, Назаром Наджми, это благодаря ему Мустафа-агай и Рауза-апа нашли друг друга), а в войну был связистом и поваром у генерала Шаймуратова, во время коротких передышек между боями читал стихи, играл на баяне, поднимал настроение, дух бойцов (им написано около двадцати стихотворений, а также документальный рассказ «Оскорбленная любовь» о своих односельчанах). Габдулла стал отличным механизатором; Амина — связистка, награждена орденом «Знак Почета» и многими медалями.

Колхоз между тем рос и развивался, занимал передовые позиции во всех отраслях сельскохозяйственного производства. Село электрифицировалось и радиофицировалось, в домах появился газ, начали принимать телевизионные передачи. Начавшееся в 60 - 70-х годах укрупнение колхозов, а затем их превращение в совхозы имело свои отрицательные последствия для нашего села. Так как основное внимание уделялось центральным усадьбам, отдаленные населенные пункты оказались в положении пасынков. Наш колхоз сначала объединяют с тарказинским колхозом «Яна тормыш», затем он становится отделением совхоза имени 8 Марта, позже — отделением Тарказинского совхоза, а в 1992 году у нас организуется самостоятельная ассоциация крестьянских хозяйств.

До 1922 года дети обучались в старых медресе, хотя в «Списке населенных мест Уфимской губернии на 1873 г.» по нашему селу в 1870 году значится училище. В 1922 — 23 годах налаживается обучение по-новому в школах: в отдельных домах, мечетях, превращенных в школы. Учителями были Фатих Субханкулов, Фатих Губайдуллин, Закия Губайдуллина.

В 1934 — 35 учебном году начальная школа (4 класса) преобразуется в неполную среднюю (7-летнюю). Ее директором назначается Мазит Даянов, затем Султан Баймуратов, а завучем Идрис Нугуманов, учителями: Гаухар Ихсанова, Фатиха Кинзикеева, Рахиля Сафина, Марьям Муратова, Хаертдин Такаев, Нуриман Лукманов, заслуженный учитель республики Тазкия Идиатуллина и др. Затем она стала девятилетней. Выпускники гордятся своей школой, которая вывела их на большую жизненную дорогу, а школа может в свою очередь гордиться славою своих учеников. Среди них много прославленных в своей профессии людей.

Ибрагим Исламович Фаттахов, один из первых выпускников школы, был избран депутатом Верховного Совета РСФСР I созыва и депутатом Верховного Совета БАССР II созыва. В годы Великой Отечественной войны служил в политотделе Башкирской гвардейской кавалерийской дивизии. В 1938 году был назначен наркомом юстиции, в 1947-м — министром социального обеспечения, с 1949 года и до ухода на пенсию работал заместителем министра местной промышленности, был персональным пенсионером РСФСР.

Другой выпускник школы Халил Янович (Яруллович) Тахаёв работал начальником Управления средних школ Наркомпроса, начальником Управления по делам искусств при Совнаркоме БАССР, имел ученую степень кандидата экономических наук, заведовал отделом экономических исследований Башкирского филиала АН СССР, внес большой вклад в изучение производительных сил Башкирской АССР. Его перу принадлежат книги «Башкирия. Экономико-географическая характеристика», «Природные условия и ресурсы Башкирской АССР», краткие путеводители по Уфе, более 70 научных статей.

Мухамет Рафикович Ганиев после школы учился на рабфаке и в пединституте, посвятил свою жизнь воспитанию подрастающего поколения: работал учителем, директором школы, преподавал в Белебеевском педучилище, последние семь лет до выхода на пенсию ветеран войны и труда работал заведующим отделом народного образования исполкома Белебеевского горсовета, одним из первых был награжден орденом Октябрьской Революции.

Тамара Халиловна Валеева — майор милиции, имеет высшее юридическое образование.

Гульсина Инсафутдиновна Галиева (Сираева) работала печатницей на Уфимском полиграфкомбинате, за трудовые успехи награждена орденом Трудового Красного Знамени, была делегатом XVII съезда профсоюзов.

Раиф Карамович Бадыков, заслуженный работник культуры России, работает фотокорреспондентом в редакции газеты «Республика Башкортостан». Он является членом Союза журналистов РФ и членом Союза фотохудожников РФ, участвовал в международных, всесоюзных и республиканских фотовыставках, отмечен дипломами и знаками лауреата.

Амир Гафарович Яппаров — специалист высшей квалификации по выпуску броневой стали и монтажу стальных конструкций. Награжден орденом Красного Знамени. Пишет стихи и рассказы на злобу дня. Возглавляет ревкомиссию в Самарском муфтияте.

Умия Гаязовна Давлеткулова после окончания Башкирского медицинского института работала главврачом участковой больницы, затем в железнодорожной больнице и больнице № 1 Минздрава БАССР, врачом-терапевтом первой категории кардиологического отделения санатория «Зеленая роща».

Губайдуллин Наиль Шагбиновнч после сельской школы окончил Уфимское музучилище, Казанскую консерваторию, заочную аспирантуру при Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по теме «История башкирской музыки». Член Союза композиторов. Работал старшим научным сотрудником Республиканского научно-методического центра народного творчества и культпросветработы. Совместно с И. Хабировым им написано либретто балета «Нафиса» (по поэме М. Карима «Незваный гость»); он автор песен и романсов на стихи башкирских поэтов, инструментальных произведений, а также кантат: «Мой край, возлюбленный навеки», «Родина моя — Башкортостан». Им написан целый ряд статей, посвященных проблемам башкирской профессиональной музыки.

Рансар Хамзетдинович Сулейманов окончил Уфимский нефтяной институт, затем аспирантуру, в 1977 году защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, в настоящее время работает начальником научно-исследовательских и производственных работ объединения «Ямбурггаздобыча», имеет десять авторских свидетельств на изобретения, из них три внедрены в производство, опубликовал 25 статей на страницах научно-технических журналов.

Лябиб Ахмадуллович Калимуллин — столяр, самодеятельный художник.

Автор этих строк полвека назад тоже окончил эту школу и, выполняя завет отца, продолжил учебу в Уфимском библиотечном техникуме, затем окончил Московский библиотечный институт, 45 лет проработал в главной библиотеке Башкортостана библиографом, методистом, заведующим отделами, заместителем директора, главным библиотекарем.

На фронтах Великой Отечественной войны участвовало более 250 моих односельчан. На полях сражений осталось навсегда лежать 127 человек, среди них наш отец Вахит Гареев. Ниже хочу вкратце рассказать о нескольких участниках этой народной, священной войны.

Вот инвалид войны I группы Тимерзян Ушамов, награжденный двумя орденами Красной Звезды. Под его командой отделение разведчиков много раз возвращалось с «языком», однажды вместе с «языком» увезли и полевую кухню немцев. После тяжелого ранения он потерял зрение, но его оптимизму, жизнелюбию и сегодня может позавидовать каждый из нас.

Амирзян Валиахметов — участник парада Победы 1945 года. Но до этого события предстояло прошагать долгими и тяжелыми фронтовыми дорогами. В 1940 году он окончил Давлекановское педучилище, но 19-летнему юноше не пришлось учительствовать, его призвали в армию. Службу проходил в Белоруссии, в знаменитом Брестском гарнизоне, помощником командира отделения в 24-м стрелковом батальоне... Позже А. Валиахметов принимал участие в обороне городов Киев, Харьков, Полтава. Воевал на Степном фронте в составе 62-й армии, защищал город Сталинград и участвовал в уничтожении окруженной группировки Паулюса. С тяжелыми боями дошел до самого Берлина, принимал активное участие в освобождении Праги. Вернувшись к мирному труду, Амирзян Хазыханович много лет работал учителем истории, председателем колхоза, активно участвовал в общественной жизни села и района.

Бывший наш сосед, партизан Амир Мухаметгалиевич Мирсаяпов военную службу начал в 1940 году на Дальнем Востоке в качестве стрелка-радиста автобронетанковой части. А начало войны уже встретил в Западной Белоруссии и 22 июня 1941 года вступил в жестокий бой с фашистским десантом. В мае 1942 года, окончив к этому времени разведшколу, он влился в отряд «Знамя» партизанской бригады «Разгром», возглавил группу взрывников. После освобождения Белоруссии стал зенитчиком. В родные края вернулся лишь весной 1947 года.

Фронтовая жизнь Кутдуса Исмагиловича Арсланова началась с боя подо Ржевом, затем в составе 1-го и 2-го Украинских фронтов он участвовал в освобождении Смоленска и Киева, форсировании Днестра, Корсунь-Шевченковской операции, освобождении Румынии, Чехословакии, Венгрии, взятии Вены; награжден двумя орденами Красной Звезды (на фронте и в мирное время), орденом Отечественной войны II степени, двумя медалями «За отвагу», двумя медалями «За боевые заслуги», медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 45 гг.» и др.

Насима Фатыховна Бадыкова с начала и до конца войны служила операционной медсестрой Красной Армии.

Более 180 тружеников тыла награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 45 гг.». А первой в списке значится наша мама — Гареева Банат Талиповна! Второй является Зулейха-апа Мухамадеева, на долю которой выпали нечеловеческие испытания: ее муж погиб на фронте, а затем уже в мирное время трагически оборвалась жизнь дочери-красавицы и сына (никого не могут оставить равнодушными баиты, сложенные ею).

Листая ермекеевскую районную газету суровых военных лет, в номере за 7 ноября 1942 года увидел статью «На фронте и в тылу»: «У бригадира колхоза «Янги юл» Мухаметгарея Нугуманова на фронте с фашистами сражаются три сына, а сам семидесятитрехлетнйй колхозник один засеял весной 83 гектара, значительно перевыполнил норму, вырастил немалый урожай».

История села Исламбахты, его люди и их дела заслуживают, конечно, более полного описания. В этом я рассчитываю на помощь моих односельчан. Долгие годы все краеведческие материалы о Исламбахтах хранились в разрозненном виде. Десять лет назад в социально-культурном комплексе села появился музей школы деревни Исламбахты, где представлены все материалы по истории нашего села. Хранить их, пополнять и донести до наших детей и внуков, я считаю, мой святой долг.

Рифмир ГАРЕЕВ.