24(578) 2011-06-24
:

Архив новостей

 

"НЭГ" № 32 (536)

Реальность и мифы экономики

В обществе, государстве есть два подхода к оценке состояния социально-экономического развития: миф и реальность. Они есть и в Башкортостане. Мифы провоцируют прежде всего сам чиновничий аппарат власти, отдельные социальные группы людей, заинтересованные в запутывании оценки ситуации, средства массовой информации. Их (мифы и реальность) надо различать, хотя это не очень просто. Часто в этом основа принятия ошибочных решений.


В этих условиях, по нашему мнению, первостепенными задачами являются:

Анализ и объективная оценка современной ситуации в экономике республики с учетом кризисных последствий, реальных действий по осуществлению инновационной направленности в различных отраслях и секторах экономики, в особенности на крупных предприятиях, как основы их модернизации.

Ознакомление с имеющимися планами, проектами, прогнозными программами социально-экономического развития республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу, оценка их соответствия стратегическим задачам модернизации.

Анализ и оценка современной социальной ситуации в республике, тенденций развития этой сферы.

Выделение наиболее острых проблем в экономике и социальной сфере, требующих безотлагательного решения.

В некоторых научных исследованиях такой анализ и оценка имеются.

О мифах

— Оценка природных ресурсов, природно-ресурсного потенциала современного Башкортостана. Утверждение о том, что республика богата многими видами природных ресурсов, весьма относительно. Многие виды природных ресурсов исчерпаны, экономически малозначимы (углеводородные: нефть, газ); уровень запасов твердых полезных ископаемых можно оценить как удовлетворительный. Здесь требуются серьезные научные, геолого-поисковые исследования. Взгляды, оценки ученых и специалистов по этим проблемам расходятся.

— Оценка трудового потенциала — прежде всего качественная характеристика, реальная оценка состояния научно-образовательной сферы. Здесь колоссальный дисбаланс между различными уровнями профессионального образования — высшим, средним и начальным. Состоявшийся в апреле 2010 года Президентский Совет дал весьма критическую оценку профессиональной подготовке кадров как в области высшего, так и среднего профессионального и начального образования. Подтверждением этому является то, что ни один вуз республики не вошел в число элитных вузов РФ — в состав федеральных и исследовательских университетов. Но решение Президентского Совета не радикальное. Эта проблема может быть решена совместно: федеральными и республиканскими органами управления и самими коллективами учебных заведений. Пока никаких положительных сдвигов нет.

Нет четкой позиции республики в миграционной политике. При наличии значительной армии трудовых ресурсов республиканский рынок труда переполнен малоквалифицированными рабочими — мигрантами. Вместе с тем нет четкого ответа на вопрос о том, какая квалифицированная рабочая сила, в том числе и элитная, нам нужна.

Как и во всей стране, производственный аппарат (основные фонды) во многих отраслях экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, энергетика и т. д.) находится в изношенном состоянии, нуждается в существенном обновлении. Без этого не может быть и речи о радикальной модернизации экономики и создании высокоэффективной конкурентоспособной экономики.

Ситуация усугубляется тем, что субъекты частной собственности и акционерные компании не проявляют необходимого внимания к этой проблеме. Государство же не имеет доступа к решению указанных проблем.

О проблемах

В сельском хозяйстве республики имеются определенные позитивные сдвиги. Но они заметны на фоне среднероссийских и отчасти отстающих регионов. И их нельзя полностью рассматривать, оценивать как большие достижения современного этапа развития, современной аграрной политики и тем более как устойчивые результаты. Оценку им дают кризисы, в особенности такая природная аномалия, как нынешняя засуха.

У нас есть свои проблемы: в животноводстве наблюдается резкое сокращение поголовья скота; нерационально, неэффективно используются земельные площади, в том числе сельскохозяйственные угодья.

Расслоение общества на богатых и бедных, как и во всей стране, достигло критической отметки. Не замечать этот процесс просто нельзя, он порождает многие негативные явления в обществе, социальные протесты. У нас имеются специальные исследования по этой актуальной проблеме.

Структура промышленности остается прежней, в ней доминируют ТЭК и предприятия химической промышленности с преобладанием первичной переработки минерального и углеводородного сырья. Их доля в ВРП и в экспорте велика.

Инвестиционный потенциал Республики Башкортостан низок, не соответствует возможностям и задачам экономического развития республики: утверждения об инвестиционной привлекательности преувеличены; банковский сектор неразвит, малоэффективен и пассивен; его капитал слабо вовлекается в реальный сектор экономики; внешние иностранные инвестиции невелики; федеральные бюджетные «вливания» в республиканскую экономику низки; сбережения населения мало инвестируются (капитализируются); собственные инвестиционные ресурсы предприятий ввиду их низкой производительности труда, слабой конкурентоспособности также остаются незначительными.

О прогнозах

Большинство задач масштабной модернизации экономики не могут быть решены в рамках краткосрочного периода. Многие из них требуют более длительного периода. Это очевидно.

В республике имеются определенные заделы в этом направлении. Правительством разработана и принята «Долгосрочная стратегия социально-экономического развития РБ до 2020 года». Имеются научные разработки: Баш-кортостан-2015: стратегия развития; фундаментальная коллективная монография «Экономические реформы в Башкортостане. Прошлое, настоящее, будущее», выполненная авторским коллективом под научным руководством и редакцией академика А. Х. Махмутова, и др.

Вместе с тем необходимо отметить, что правительственная программа «Долгосрочная стратегия социально-экономического развития РБ до 2020 года» сама нуждается в модернизации. Она была выполнена в докризисный период (до кризиса 2008 года) и не могла отразить все направления и последствия его воздействия на экономику. Хотя некоторые корректировки в связи с особенностями посткризисного развития экономики республики были внесены в этот документ, в полной мере в нем не получили отражение сформулированные в последнее время модернизационные задачи инновационного характера.

Надо также отметить, что эта работа была выполнена госаппаратом (Минэкономразвития) без активного участия научных работников и не получила основательной научной экспертизы.

В свете сказанного представляется целесообразным кардинально доработать этот важный стратегический документ, обновить его с учетом нового курса инновационного развития.

Крупная промышленность преимущественно находится в руках внереспубликанских собственников, влияние на них республики, органов управления ограниченное, слабое. Прямо следует сказать, эффективного взаимодействия между ними нет, нет и совместных перспективных стратегических программ, проектов модернизационного характера. Новые собственники пока еще не вписались в жизнь, проблемы республики.

Малый бизнес преимущественно занят в сфере торговли, в строительстве (теневом), в сельском хозяйстве, в ЛПХ. К сожалению, он не имеет инновационной направленности. Те небольшие вложения, которые направляет республика в их адрес, выполняют весьма примитивную роль, функцию их поддержания, обеспечения выживания, а отнюдь не инновационного развития.

Сельское хозяйство в Башкортостане более устойчивое, чем в других регионах России, но тем не менее его потенциал, возможности используются не в полной мере.

О промышленности

И в перспективе Башкортостан может и должен оставаться промышленно развитым регионом. В долгосрочной стратегии развития экономики (2015, 2020 гг.) это предусматривается.

Вместе с тем в условиях глобализации экономики связанный с этим рост конкуренции, инновационная направленность промышленности требуют внесения существенных корректив в промышленную политику республики.

Требуется осуществить радикальные структурные преобразования, отвечающие требованиям времени, потребностям рынка, потенциалу республики.

Необходимо существенно сократить сырьевую направленность экономики, развить отрасли, производящие конечную продукцию, увеличить долю продукции обрабатывающей промышленности. Вместе с тем, в обозримой и даже долгосрочной перспективе доля исторически сложившихся отраслей промышленности (таких как ТЭК, химия и нефтехимия) останется достаточно высокой. Но Башкортостан не останется ведущей нефтедобывающей республикой, как в прежние времена. Это надо осознать. Республика имеет мощную нефтеперерабатывающую промышленность. К сожалению, ее потенциал наполовину уменьшился. Есть насущная необходимость и возможности возродить прежние высокие позиции этой отрасли. Представляется, что это должно стать стратегической задачей. Мощности нефтеперерабатывающей промышленности необходимо модернизировать и эффективно использовать.

Более умеренными темпами предусматривается развитие предприятий машиностроения. Для этого есть все предпосылки: исторический опыт, не потерянный пока полностью производственный аппарат, кадровый и научный потенциал.

Наряду с интенсивным развитием таких производств машиностроения, как авиационное моторостроение, вертолетостроение, автомобилестроение, надо возродить былую славу башкирского приборостроения — основу современной инновационной индустрии; расширить производство нефтегазового оборудования, оборудования для ЖКХ, техники для сельского хозяйства, которые пользуются возрастающим спросом.

Башкирия располагает необходимым потенциалом для успешного развития медицинской промышленности, выпуска фармацевтической продукции — природными травами, продукцией химического сырья, научным обеспечением (академические исследовательские институты биологии, химии), кадровым потенциалом вузов (медицинского, авиационного, нефтяного университетов, БашГУ).

Необходимые структурные преобразования в промышленности носят не только отраслевой характер, здесь должны произойти такие организационные и технологические перемены, как диверсификация, внедрение кластерных форм, т.е. вертикальные и горизонтальные интеграционные процессы.

Промышленность республики характеризуется высокой энергоемкостью, поэтому ее ускоренное развитие наряду с задачей энергосбережения потребует поиска новых источников энергии. Интенсивно растет энергопотребление и в других отраслях и секторах экономики, в социальной сфере.

Серьезное отставание имеет место в строительной отрасли. Нужны радикальные меры для выхода из этого кризиса.

О науке

Инновационное развитие экономики, тем более создание «наукоемкой, умной экономики», не может осуществляться без научного обеспечения. Научный потенциал АН РБ, УНЦ РАН, государственных университетов достаточно солиден. Чтобы более полноценно и эффективно использовать этот потенциал, его также необходимо модернизировать. Здесь не решены следующие проблемы: финансирование; структурные дисбалансы (необходимо усилить роль академической и вузовской науки, возродить отраслевую науку); кадровые проблемы: необходимо создание условий для подготовки перспективных молодых ученых.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что сегодня должны усиливаться взаимосвязь, взаимодействие власти и бизнеса, и это должно дополняться третьей важнейшей составляющей — наукой. Тесное взаимодействие в рамках триады «власть — бизнес — наука» — необходимое условие модернизационного (инновационного) прорыва в экономике.

Наука должна активнее участвовать в создании инновационных технологий и продукции. Но наука нуждается и во внимании государства. В то же время наука должна привлекаться в качестве эксперта в решении крупных стратегических проектов, программ.

О власти

Как отмечает Президент России Д. А. Медведев, в серьезной модернизации нуждается сама власть, государственное и муниципальное управление. Здесь можно выделить следующие проблемы:

— Госаппарат — громоздкий, малоэффективный, нуждается в оптимизации.

— Нет эффективного взаимодействия аппарата федеральных органов управления в регионах с региональными и муниципальными органами управления.

— Есть насущная необходимость активизации сотрудничества, взаимодействия органов управления республики с федеральными органами управления.

— Имеет место низкий уровень профессиональной подготовки работников аппаратов государственного и муниципального управления. В первую очередь это касается государственных служащих более высокого ранга. Имеющийся потенциал БАГСУ и других вузов республики многими из них не используется. В обществе теперь учатся все, даже ленивые, кроме начальников.

Резюмируем сказанное. Современная ситуация требует консолидации сил общества, власти, бизнеса и науки. Это необходимое условие успешного инновационного развития республики.

А. МАХМУТОВ, академик АН РБ, главный редактор журнала «Экономика и управление».
20.08.10


На главную

Вернуться в раздел статьи
:
«2011 »
24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
«2010 »
50 49 48 47 46 45 44 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30 1 1
«2009 »
50 49 48 47 46 45 44 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30 29 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 21 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
«2008 »
51 454 49 48 47 46 45 44 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30 29 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
 














 

:


 

экономика

Заглядывая в будущее строительной отрасли

В уфимском Дворце спорта проходит 18-я международная специал...

Креативный проект

В прошедшую среду в индустриальном парке «Марьино» под Санкт-...

«Законодательные козыри» антимонопольщиков

В июле исполнится 20 лет с момента принятия закона об ограни...

«Витязь»: поездка в будущее

На полигоне близ города Бронницы Московской области в сере...

 

предпринимательство

Вырастить кадры

В столице республики прошла V ежегодная научно-практиче...

Главный приз — у Башкортостана

На X юбилейном выставочно-конгрессном мероприятии «Дни малого и&...

На прежние рубежи

Различные общественные организации, представляющие интересы с...

Успешный регион успешен во всём

24 мая в Москве открылось X юбилейное выставочно-конг...

 

финансы

Не самое важное слово

Интересы потребителя финансовых услуг учитываются в пос...

Финликбез из аудитории

В Уфимской государственной академии экономики и се...

Рекордная халатность

Рекорды, как известно, любят, когда их бьют. И башкирс...

Путь к финансовой самодостаточности

Территории работают над повышением эффективности использова...

 

инновации

Парадоксы технологической экосистемы

Какое технологическое новшество в очередной раз изменит ...

Горячо, ещё горячее...

Американский исследователь прoфессор Пол Коннет дал та...

Через «Долину павших»

Идёт битва за технологический суверенитет «Сколково» до...

Трудовой кодекс ждет перемен?

Накануне Международного дня солидарности трудящихся, ...

 

регион

Эхо взрывов в арсенале

26 мая около населенного пункта Урман в Иглинском район...

Зилим — парк местного масштаба

Полюбоваться на его красоты едут туристы со всей Ро...

К весне готовьтесь... с осени

От того, что посеем и что пожнём, зависит жизнь Министерств...

Высокий статус священной горы

Начало 2011 года ознаменовалось важной экологической ново...

 

аналитика

Хоккей преткновения

Мы уже привыкли к тому, что хоккей имеет спортивное и&...

Печать в перспективе

Под Екатеринбургом на базе отдыха «Иволга» прошел тр...

За доверие потребителей

Череда экономических кризисов в России и мире, обос...

Парадоксы Трудового кодекса

Высокопроизводительным может быть только труд свободног...
 
 
" "
""

450079, , ., . 50- , .13, . 700
: (347) 273-44-45
e-mail: neg-ufa@mail.ru