24(578) 2011-06-24
:

Архив новостей

 

"НЭГ" № 42 (445)

Сколько стоит бренд «Башкирия»?

И что сделать, чтобы он хорошо продавался…

Нет, наверное, на Земле человека, который не слышал бы о существовании огромного чудовища в озере Лох-Несс на севере Шотландии. Интерес к нему не теряет свою актуальность. И даже кажется, что чем больше недоверия к этому природному парадоксу (ну откуда в наше время динозавр, да еще в холодном северном озере), тем сильнее подогревается интерес. Подсчитали, что одних только сайтов с форумами по обсуждению данного чудища набирается более восьми тысяч! Жители района вокруг озера абсолютно уверены, что Несси существует. В распоряжение сомневающихся можно предоставить огромнейшее количество фотоизображений и видеосюжетов, где над водой торчит голова или спина этого животного либо оно машет хвостом.

– Это мой любимый пример маркетинга, – говорит руководитель проектов фонда «Институт экономики города», доцент московской Высшей школы экономики Денис Визгалов, выступая на днях в Уфе на межрегиональной конференции «Маркетинг территорий как важнейший фактор развития регионов в ХХI веке». - Представьте себе, на создание Несси ушло всего 400 фунтов стерлингов. Ничем не примечательная природа вокруг озера, более половины дней в году идут дожди, унылый пейзаж. Однако беспрерывный поток туристов приносит территории доход до 25 млн. фунтов стерлингов в год... Нет, это не обман со стороны местных жителей, они и не утверждают, что в озере плавает настоящее чудовище, просто предлагают вместе проверить это.

Основной целью межрегиональной конференции, которая прошла в здании Министерства промышленности и инновационной политики РБ, был обмен опытом регионов, в которых уже ведется масштабная работа в области маркетинга территории. Сравнивая их достижения и методы управления брендами с результатами подобной деятельности в Башкортостане, участники попытались обозначить основные параметры позиционирования и продвижения республики, наметить план на ближайшее время.

МНЕНИЕ

Денис Визгалов считает, что необходимость ведения маркетинга территорий обуславливается современной ситуацией и глобальным контекстом. Экономика нашего времени является экономикой впечатлений, и мир образов вытесняет мир фактов. В ее основе лежат высокая мобильность труда и капитала, активное развитие сетевого сообщества, погоня городов, регионов и стран за креативными проектами, где ни один из них не должен повторять предыдущий. В итоге на смену мира стран приходит мир конкурирующих городов, а культура превращается в градообразующую отрасль. В качестве иллюстраций Денис Визгалов привел примеры из европейского опыта брендинга территории. Там есть города-музеи, города одного гения, места, которые привлекают чем-то неординарным… И чтобы побывать там, почувствовать свою причастность, люди готовы платить.

В России, к сожалению, удачных проектов в области маркетинга территорий не так уж много. Пионерами в этом деле по праву считаются города Великий Устюг – родина Деда Мороза и Мышкин, славящий грызуна, давшего название городку. Приведенные докладчиком диаграммы наглядно продемонстрировали экономический эффект от активного позиционирования и продвижения этих проектов. Бренд в этом случае выступает как элемент культуры, и именно культура становится градообразующей отраслью.

Говоря о положении российских городов в современном быстром мире, Визгалов отметил, что 1100 городов находятся в имиджевой пустыне.  Уменьшение населения в них заставляет политиков и общественность искать пути привлечения на свои территории новых жителей. Именно этим можно объяснить то, что с начала  2000-х годов города начали поиски смыслов. По мнению специалистов, в городах идет «охота за головами», а яркий, оригинальный бренд служит неплохой «приманкой» для людей.

Своим видением проблематики поделилась также Ирина Шмакова, заместитель директора по маркетингу Государственного автономного учреждения Новосибирской области «Агентство регионального маркетинга». Она рассказала о создании этой организации, о стратегиях социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года и устойчивого развития города Новосибирска до 2020 года, о различных проектах агентства, о теории и практике участия регионов в выставках, таких как «Экспо-2010» в Шанхае, о событийном маркетинге на примере Международного молодежного инновационного форума «Интерра».

Первой из научного сообщества Уфы выступала Елена Генерозова, доцент кафедры маркетинга Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, представившая доклад на тему «Брендинг территории Республики Башкортостан: опыт, проблемы, тенденции».

Продолжил разговор на поднятую тему начальник информационно-аналитического отдела Администрации городского округа город Уфа Марат Газизов. В своем докладе «Формирование имиджа города Уфы: основные идейные компоненты и формы реализации информационной политики» он отметил, что от результатов претворения в реальность глобального проекта по территориальному брендингу Башкортостана зависят развитие республики в российской социально-экономической среде, ее конкурентоспособность, инвестиционная привлекательность, а значит и благосостояние жителей. По мнению Марата Газизова, необходима специальная структура, занимающаяся брендингом республики и города, формированием их репутации, которые в сознании уфимцев тесно связаны.

На конференции речь шла о сильных и слабых сторонах нашего региона. Так, заместитель министра экономического развития Республики Башкортостан Евгений Маврин в своем докладе обозначил основным конкурентным преимуществом Башкортостана его экономическую инфраструктуру и всесторонне обосновал этот тезис. Президент Группы компаний «Радуга» Дмитрий Щербацкий выразил надежду, что маркетинг территорий получит в нашей республике развитие и поддержку на всех уровнях. От имиджа территории во многом зависит успешное развитие предпринимательства, привлечение инвесторов. Своим взглядом на основные направления при выборе стратегии маркетингового развития нашего региона поделился Мунир Минибаев, заместитель директора агентства «My-Market».

Заместитель ректора Уфимской государственной академии экономики и сервиса Александр Лебедев сделал доклад об актуальных проблемах формирования индустрии туризма в Башкортостане. Об уникальности природы региона известно многим, но отсутствие развитой инфраструктуры, невозможность семейного путешествия заставляют потенциальных туристов искать отдыха «на берегу турецком». Как говорили специалисты, поверив рекламе, можно приобрести любой товар, но если он окажется некачественным, больше вы его не купите. То же самое и с туризмом – не найдя приличных условий, путешественники больше сюда не приедут. Но, надо отдать должное, сегодня для его развития в республике делается многое, и есть надежда, что Башкирия вскоре станет настоящим туристическим центром.

Ильшат Байбурин, арт-директор рекламного агентства «Paradox», рассказал о создании маркетингового персонажа, его функциях и значении в позиционировании и продвижении региона. Идея создания такого персонажа тут же была подхвачена модератором конференции. Денис Визгалов рассказал об удачных примерах персонализации событий и территорий. Один из самых известных – символ Олимпиады-80 Миша. По мнению Дениса Валерьевича, если бы удалось найти и создать такой образ, который стал бы узнаваем повсеместно, то решение маркетинговых задач стало бы интереснее и проще.

Об уникальности народной культуры, востребованности фольклорной продукции как в республике, так и за ее пределами рассказала Лилия Мусина, председатель региональной общественной организации «Хомай – народные традиции Башкортостана». Самобытная культура нашей республики является ее уникальным торговым предложением. В основу продвижения региона должен быть положен ее национальный колорит, уверена она.

Гость из Екатеринбурга Сергей Григорьев, заместитель директора муниципального учреждения «Столица Урала», рассказал о концепции продвижения их города. Работа в области маркетинга его территории ведется уже порядка 10 лет. Под руководством главы муниципальной администрации разрабатывается стратегический план развития до 2025 года, в котором главной целью является обеспечение достаточно высокого и устойчиво повышающегося качества жизни для нынешних и будущих поколений горожан. Именно на достижение этого и нацелен маркетинг территории Екатеринбурга, высокий эффект от которого во многом определен крупным бюджетом, выделяемым на эту работу.

Башкортостан обладает целым рядом конкурентных преимуществ, которые могут лечь в основу обновления его имиджа. Среди них - удобное географические положение, развитая инфраструктура, уникальные туристические и санаторно-курортные зоны, культурно-национальное многообразие.

Денис Визгалов в семи российских городах провел своеобразный опрос, каждому своему собеседнику задавая один и тот же вопрос:  что приходит на ум в первую очередь о Башкирии? Чаще всего упоминались следующие слова: мед, лошади, консерватизм, нефть, лес, зелень, Уфа. Более пятнадцати раз были отмечены такие личностные характеристики, как спокойствие и самоуважение. То есть в сознании большинства опрошенных Башкирия обладает определенными свойствами личности, неким характером, в основе которого лежат эти две положительные и уравновешивающие друг друга черты. Это может стать одной из основ создания цельного имиджа региона, считает Визгалов.

Мед и лошади есть во многих регионах, но есть нечто, что отличает нашу республику, выделяя ее из всех субъектов – это ее многонациональность и народное единство. Ведь только в Башкирии люди свою территориальную идентичность ставят выше национальной. И услышанное на чужбине «Я из Башкирии» воспринимается как пароль. У земляка никто не пытается выяснить его национальность, просто радуются ему, как родному.

Еще одним преимуществом нашей территории, несомненно, является особенность географического положения: ее нельзя отнести ни к болотистой Западно-Сибирской низменности, ни к выжженным солнцем оренбургско-казахстанским степям, ни к приволжским равнинам на западе, ни к скалистому Северному Уралу. И чтобы эти достоинства превратились в характерные черты, создающие узнаваемый и максимально привлекательный образ, необходим активный маркетинг всей республики.

Башкортостан не первый регион России, в котором было осознано стратегическое значение маркетинга территории. Активный маркетинг в ряде регионов приносит свои плоды. Свой имидж целенаправленно формируют Санкт-Петербург, Новосибирская область, Республика Татарстан, Приморский край, Свердловская и Пермская области и другие.

Подводя итоги конференции, один из ее организаторов, исполнительный директор Агентства интегрированных маркетинговых коммуникаций «Сигма» Рустем Таймасов выступил с предложением о создании рабочей группы для создания проекта по маркетингу территории Башкортостана. Предложение было поддержано большинством участников и одобрено гостями.

По итогам конференции была принята резолюция, которую организаторы вместе со всеми материалами конференции обещали передать Президенту Республики Башкортостан Рустэму Хамитову.

Рашит КАЛИМУЛЛИН, Алина БЫСТРОВА.

29.10.10


На главную

Вернуться в раздел статьи
:
«2011 »
24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
«2010 »
50 49 48 47 46 45 44 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30 1 1
«2009 »
50 49 48 47 46 45 44 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30 29 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 21 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
«2008 »
51 454 49 48 47 46 45 44 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30 29 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
 














 

:


 

экономика

Заглядывая в будущее строительной отрасли

В уфимском Дворце спорта проходит 18-я международная специал...

Креативный проект

В прошедшую среду в индустриальном парке «Марьино» под Санкт-...

«Законодательные козыри» антимонопольщиков

В июле исполнится 20 лет с момента принятия закона об ограни...

«Витязь»: поездка в будущее

На полигоне близ города Бронницы Московской области в сере...

 

предпринимательство

Вырастить кадры

В столице республики прошла V ежегодная научно-практиче...

Главный приз — у Башкортостана

На X юбилейном выставочно-конгрессном мероприятии «Дни малого и&...

На прежние рубежи

Различные общественные организации, представляющие интересы с...

Успешный регион успешен во всём

24 мая в Москве открылось X юбилейное выставочно-конг...

 

финансы

Не самое важное слово

Интересы потребителя финансовых услуг учитываются в пос...

Финликбез из аудитории

В Уфимской государственной академии экономики и се...

Рекордная халатность

Рекорды, как известно, любят, когда их бьют. И башкирс...

Путь к финансовой самодостаточности

Территории работают над повышением эффективности использова...

 

инновации

Парадоксы технологической экосистемы

Какое технологическое новшество в очередной раз изменит ...

Горячо, ещё горячее...

Американский исследователь прoфессор Пол Коннет дал та...

Через «Долину павших»

Идёт битва за технологический суверенитет «Сколково» до...

Трудовой кодекс ждет перемен?

Накануне Международного дня солидарности трудящихся, ...

 

регион

Эхо взрывов в арсенале

26 мая около населенного пункта Урман в Иглинском район...

Зилим — парк местного масштаба

Полюбоваться на его красоты едут туристы со всей Ро...

К весне готовьтесь... с осени

От того, что посеем и что пожнём, зависит жизнь Министерств...

Высокий статус священной горы

Начало 2011 года ознаменовалось важной экологической ново...

 

аналитика

Хоккей преткновения

Мы уже привыкли к тому, что хоккей имеет спортивное и&...

Печать в перспективе

Под Екатеринбургом на базе отдыха «Иволга» прошел тр...

За доверие потребителей

Череда экономических кризисов в России и мире, обос...

Парадоксы Трудового кодекса

Высокопроизводительным может быть только труд свободног...
 
 
" "
""

450079, , ., . 50- , .13, . 700
: (347) 273-44-45
e-mail: neg-ufa@mail.ru