24(578) 2011-06-24
:

Архив новостей

 

"НЭГ" № 45 (448)

Кадры решают все!

О развитии системы профессионального образования в РБ


15 ноября 2010 года в Доме Правительства Республики Башкортостан состоялось заседание Правительства Республики Башкортостан по вопросу «О развитии системы профессионального образования в Республике Башкортостан». Заседание, на котором были обсуждены вопросы социально-экономического развития Республики Башкортостан и его кадрового обеспечения, формирования современной модели профессионального образования в Республике Башкортостан, провел президент РБ Рустэм Хамитов. В обсуждении приняли участие представители министерств и ведомств республики, научных кругов, промышленных предприятий, профсоюзных и общественных организаций.

Открывая совещание, глава региона подчеркнул, что изменение традиционной системы образования – обязательный фактор модернизации экономики республики и страны в целом.

Рустэм Хамитов заметил, что на сегодняшний день ни один вуз республики так и не получил статуса федерального или национального исследовательского. «Среди 7 федеральных и 29 национальных исследовательских университетов, которые руководство страны сочло лучшими, наших – ни одного», – отметил он. Кроме того, крупные образовательные центры имеют приоритетное финансирование из российского бюджета.

В рамках национального проекта «Образование» за четыре года 15 республиканских учреждений профессионального образования стали обладателями грантов на реализацию их инновационных образовательных программ, что позволило привлечь 1,5 миллиарда рублей. «Это неплохо, но мало», – отметил глава региона.

Президент Башкортостана поручил ректорам республиканских вузов активизировать работу по созданию в регионе университета федерального значения.

«Республика достойна, чтобы у нас был федеральный университет. Программа по получению либо федерального или, как минимум, научного исследовательского вуза нами должна быть выполнена. Поэтому руководителей вузов призываю активизировать свою деятельность в этом направлении», – сказал Рустэм Хамитов.

Сегодня в Башкортостане работают вузы республиканского значения. Рустэм Хамитов привел в пример соседние регионы, где созданы образовательные центы общероссийского и международного уровня.

По мнению Рустэма Хамитова, отток наиболее способных выпускников школ Башкирии в федеральные университеты, с учетом демографического спада, в конечном итоге может привести к «кадровому голоду».

– Молодежь сегодня очень мобильная. Для них собраться и уехать учиться в другой город или даже страну – вообще не проблема. Особенно сейчас, когда зачисление в вуз происходит по итогам ЕГЭ. И куда пойдут учиться лучшие? Естественно, в крупные научно-образовательные центры. Те самые федеральные и национальные исследовательские университеты. Поедут в Москву, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург. А когда отучатся? Опять же лучшие из них там же найдут себе работу. А добавьте сюда начинающееся уменьшение количества абитуриентов, связанное с демографическим спадом 1990-х. И что мы получим? Кадровый голод, – сказал Рустэм Хамитов.

Нынешняя система образования РБ не в полной мере готова к массовому выпуску специалистов, востребованных сегодня экономикой.

— К сожалению, пока из стен вузов и других учебных заведений республики выпускаются специалисты, которых нужно доучивать, а иногда даже переучивать, — сказал Рустэм Хамитов. — Чтобы исправить эту ситуацию, требуется полная мобилизация усилий всех участников рынка труда и образовательных услуг — министерств, ведомств, общественности, самих учебных заведений.

К подготовке кадров Рустэм Хамитов призвал подключиться и работодателей. Пока же, с одной стороны, предприятия жалуются на качество выпускников, с другой - возникает вполне резонный вопрос: много ли они сделали для того, чтобы вузы выпускали нужных им специалистов?

– Примите участие в их обучении, в разработке программ, организуйте практику, отправьте своих специалистов читать лекции, – призвал работодателей глава республики.

Как отметили участники совещания, в этом вопросе стоит выделить несколько основных проблем, решение которых позволит улучшить существующую систему образования. Первая – диспропорция между потребностями экономики и  уровнем специалистов, которых готовят вузы. Вторая проблема заключается в том, что увеличение доли смежных, альтернативных и инновационных производств приводит к появлению потребности рынка в новых специальностях. Демографическая ситуация в стране и республике также оказывает сильное влияние на рынок труда, особенно с учетом тенденции изменения возрастной структуры, когда снижается количество выпускников школ и одновременно увеличивается количество людей предпенсионного возраста.

Министерством образования Республики Башкортостан подготовлена Концепция развития системы профессионального образования в РБ, которая послужит основой для разработки региональной межведомственной программы развития системы профессионального образования в РБ на 2011–2015 годы. Новая концепция, принятая 15 ноября на заседании правительства республики, направлена на устранение имеющегося дисбаланса между качеством подготовки специалистов и потребностями рынка труда.

Дарья Орлова.

Мнение эксперта

Татьяна КЛЯЧКО, директор центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ:

– Сейчас примерно 93 процента семей считает, что их дети должны получить высшее образование. Более 80 процентов работодателей хотят взять на рабочие места людей с высшим образованием, потому что они не могут поставить на современную технику, к современному оборудованию выпускника учреждения начального профобразования – техническая база и подготовка тех, кто учится в начальном профобразовании, уже не отвечают потребностям современного производства. Но получившие высшее образование не готовы в большинстве случаев трудиться на рабочих местах. Поэтому все крики по поводу восстановления начального профобразования – это крики в пользу бедных. Скорее всего, его либо придется очень серьезно менять, либо часть этой образовательной системы преобразуется во что-то совершенно другое.

Сейчас система учебных заведений начального профобразования работает с КПД паровоза. То есть, из окончивших их только 25 процентов идет работать. Как правило, это девушки, которых в системе НПО 33 процента. Что касается мальчиков, то дальше они ждут призыва в армию, как правило, не выходя даже на рынок труда. Все представления о том, что работодатель начнет вкладываться в эту сферу, там будет происходить что-то замечательное, – лишены всякого смысла, пока наша армия устроена так, как она устроена. Существующая система начального профобразования современной экономике абсолютно не интересна.

То же самое получается с системой среднего профобразования. 70 процентов из окончивших учебу хотели бы обучаться в высшем учебном заведении. Таким образом, система среднего профобразования становится практически транзитной системой. Сейчас, если работодателю нужны люди, работающие руками, он берет либо людей с начальным профобразованием, либо гастарбайтеров. Если ему нужны люди для выполнения более или менее интеллектуальной функции, он возьмет человека с высшим образованием, заплатит ему примерно столько же, сколько человеку со средним, но получит, как он считает, немножко более высокое качество.

Дальше возникает вопрос: зачем нам нужно среднее профобразование? В других странах это называется «прикладной бакалавриат». Сейчас население ведет себя крайне рационально. «Если я выучился, то выучиться работать руками я могу», – рассуждает большинство. Мамы и папы с низким уровнем образования дают ребенку высшее образование. В этом они видят устойчивость положения своего дитяти. Через некоторое время, может быть, они поймут, что человеку нужно больше работать руками, если число таких мест будет расширяться и зарплата там будет расти. Итак, специалистов с высшим образованием сейчас больше, чем наша экономика может «съесть». Это вопрос переходного периода. Когда люди стали получать начальное образование, тоже некому стало землю пахать.

На мой взгляд, поскольку у нас практически сложилось общее высшее образование, над ним должно надстраиваться нормальное профессиональное образование. Например, в Якутии человека без высшего образования не сажают на экскаватор, который добывает алмазы. Потому что нужен некоторый уровень понимания не только того, как копать, но и некоторое самосознание. Если человек работает со сложной техникой, то он не должен бить по ней молотком.

19.11.10


На главную

Вернуться в раздел статьи
:
«2011 »
24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
«2010 »
50 49 48 47 46 45 44 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30 1 1
«2009 »
50 49 48 47 46 45 44 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30 29 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 21 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
«2008 »
51 454 49 48 47 46 45 44 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30 29 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
 














 

:


 

экономика

Заглядывая в будущее строительной отрасли

В уфимском Дворце спорта проходит 18-я международная специал...

Креативный проект

В прошедшую среду в индустриальном парке «Марьино» под Санкт-...

«Законодательные козыри» антимонопольщиков

В июле исполнится 20 лет с момента принятия закона об ограни...

«Витязь»: поездка в будущее

На полигоне близ города Бронницы Московской области в сере...

 

предпринимательство

Вырастить кадры

В столице республики прошла V ежегодная научно-практиче...

Главный приз — у Башкортостана

На X юбилейном выставочно-конгрессном мероприятии «Дни малого и&...

На прежние рубежи

Различные общественные организации, представляющие интересы с...

Успешный регион успешен во всём

24 мая в Москве открылось X юбилейное выставочно-конг...

 

финансы

Не самое важное слово

Интересы потребителя финансовых услуг учитываются в пос...

Финликбез из аудитории

В Уфимской государственной академии экономики и се...

Рекордная халатность

Рекорды, как известно, любят, когда их бьют. И башкирс...

Путь к финансовой самодостаточности

Территории работают над повышением эффективности использова...

 

инновации

Парадоксы технологической экосистемы

Какое технологическое новшество в очередной раз изменит ...

Горячо, ещё горячее...

Американский исследователь прoфессор Пол Коннет дал та...

Через «Долину павших»

Идёт битва за технологический суверенитет «Сколково» до...

Трудовой кодекс ждет перемен?

Накануне Международного дня солидарности трудящихся, ...

 

регион

Эхо взрывов в арсенале

26 мая около населенного пункта Урман в Иглинском район...

Зилим — парк местного масштаба

Полюбоваться на его красоты едут туристы со всей Ро...

К весне готовьтесь... с осени

От того, что посеем и что пожнём, зависит жизнь Министерств...

Высокий статус священной горы

Начало 2011 года ознаменовалось важной экологической ново...

 

аналитика

Хоккей преткновения

Мы уже привыкли к тому, что хоккей имеет спортивное и&...

Печать в перспективе

Под Екатеринбургом на базе отдыха «Иволга» прошел тр...

За доверие потребителей

Череда экономических кризисов в России и мире, обос...

Парадоксы Трудового кодекса

Высокопроизводительным может быть только труд свободног...
 
 
" "
""

450079, , ., . 50- , .13, . 700
: (347) 273-44-45
e-mail: neg-ufa@mail.ru