24(578) 2011-06-24
:

Архив новостей

 

"НЭГ" № 46 (449)

Вертолет в чемодане

Малое предприятие из Кумертау создает транспорт будущего – компактные летательные аппараты

С высоты птичьего полета мир кажется совсем иным. Сменяющие друг друга линии горизонта делают пространство объемнее, впечатления – ярче, возможности человека – шире. Об этом догадывался еще Михаил Ломоносов. В 1754 году российский академик демонстрировал коллегам удивительную «воздухобежную» машину, которая не только взлетала по вертикали, но и поднимала в воздух небольшой термометр. Аэродинамическая машина из восемнадцатого века, винты которой вращались в противоположные стороны, считается прототипом вертолетов особой схемы – с соосными винтами. Идея успешно прошла испытание временем и сегодня воплощается в создание различных летательных аппаратов. Ее разрабатывает, в частности, опытно-конструкторское бюро «Ротор», уже четверть века развивающееся в Кумертау. Пройдя путь от клуба дельтапланеристов до производственной фирмы, этот коллектив увлечен созданием сверхлегких летательных аппаратов – дельталетов, самолетов и вертолетов.

Творчество с чистого листа

Как идея становится бизнесом? У каждой фирмы своя история и свое кредо. Для «Ротора» все начиналось с моды на дельтапланы. В 80-е годы прошлого века о них пели на эстраде, а самые смелые превратили увлечение небом сначала в хобби, а потом и в повседневную работу. В 1984-м в клубе при Кумертауском вертолетном заводе инженерами Наилем Исмагиловым, Юрием Бушуевым и Виктором Хрибковым изготовлен первый в городе спортивный дельтаплан. В День авиации он поднялся в небо…

С годами группа энтузиастов, одержимая идеей полетов, превратилась в фирму, занятую сегодня разработкой летательных аппаратов, серийным производством дельталетов, легких самолетов и крыльев для них. Кроме того, «Ротор» обучает пилотов и совершает экскурсионные полеты.

Здесь научились летать 250 курсантов и 8 человек получили свидетельство пилота. Сорок выходцев из клуба стали профессиональными спортсменами – дельтапланеристами и дельталетчиками. Пятерым спортсменам из «Ротора» присвоено звание мастера спорта по дельталетному спорту, а шеф-пилоту клуба Юрию Бушуеву и Александру Бородину – звание мастера спорта международного класса.

За четверть века в «Роторе», ставшем сегодня опытно-конструкторским бюро, создано 4 типа дельтапланов, 8 типов дельталетов, 5 различных микросамолетов и вертолет сосной схемы. Только крыльев для дельталетов изготовлено более 400 штук!

– С момента отделения от завода в 1996 году и по сей день фирма находится на хозрасчете. Мы не занимаемся никакими посредническими услугами и перепродажей, а продаем только то, что сами придумали и произвели, – подчеркивает главный конструктор ОКБ «Ротор» Виктор Хрибков. – И у нас есть достижения, которыми мы гордимся. Например, в 1987 году мы собрали первый маленький одноместный самолет. Для него оказался успешным даже дебют на всесоюзном конкурсе: наш «Птенец» получил первый приз! А в 1999 году Юрий Бушуев на самолете «Птенец-2» стал бронзовым призером чемпионата мира в Венгрии.

Сегодня аппараты, сделанные в Кумертау, летают по всей стране от Москвы и Санкт-Петербурга до Астрахани и Иркутска. Почти 10 лет фирма «Ротор» занята разработкой сверхлегкого двухместного вертолета, идея создания которого принадлежит конструктору Борису Поднебеснову. Вертолет-малютка, способный при массе 260 кг развивать скорость до 150 км в час, произвел фурор на авиасалоне в Геленджике в сентябре нынешнего года. Журналисты сразу же окрестили его «фишкой сезона», большой интерес проявили российские и международные эксперты. В «Роторе» очень надеются на то, что этот вертолет станет будущим их фирмы.

Компактный летательный аппарат помещается в легковое авто.

Небо для каждого

– Что такое сверхлегкая авиация? Это одно- и двухместные летательные аппараты взлетным весом 495 килограммов, – популярно объясняет Виктор Хрибков. – Сверхлегкая авиация существует и развивается по своим законам во всем мире и сегодня переживает бум популярности. Ее достоинства очевидны, спектр применения расширяется с каждым годом.

Рассказывая о мини-вертолете «Роторфлай», Виктор Константинович с ходу называет множество вариантов его применения. Это, во-первых, учебно-тренировочные полеты для летчиков. Во всем мире военное и гражданское летное обучение начинают именно с самых дешевых и доступных аппаратов с минимальным эксплуатационным расходом. Это авиационный спорт – экстрим, увлекательное времяпровождение. Реально существующая рыночная ниша – авиатуризм, которого ни в республике, ни в стране практически нет. Сверхлегкой авиации по силам снижать издержки предприятий на патрульных работах: кумертауские инженеры с цифрами в руках доказывают, насколько выгодно применять их малый вертолет энергетикам, организациям, обслуживающим газо- и нефтепроводы. Надеются в «Роторе» и на интерес военных к их детищу – практически бесшумному вертолету.

«Небо для всех» – этой идеей в «Роторе» действительно одержимы. В фирме уверены, что в недалеком будущем личный летательный аппарат будет у каждой семьи. Чтобы летать по делам, на рыбалку, в театр и в гости к родственникам. Интересно, что в этом смысле кумертаусцы – в общеевропейском тренде. Дело в том, что недавно правительство объединенной Европы объявило конкурс на лучший транспорт XXI века. Предполагается, что это может быть вертолет – недорогой, надежный и компактный.

Похоже, что идея компактности, а значит, и эффективности использования всех видов ресурсов – первооснова этого малого предприятия. Территория, на которой находится опытно-конструкторское бюро «Ротор», представляет собой мини-завод. Здесь кроме участков, где изготавливают и собирают детали и узлы, можно встретить совершенно уникальный цех, где… шьют крылья для дельталетов. Впечатляет непривычно миниатюрными размерами и сама продукция.

Коллектив не пропускает ни одного чемпионата России и Европы, уже 17 раз становился чемпионом страны в сверхлегкой авиации. Пилоты клуба «Ротор» являются костяком сборной России по этому виду спорта. Причем, отправляясь на соревнования, грузовиков не нанимают. Грузят самолет и вертолет в легковой автомобиль и своим ходом путешествуют по свету. В этом году, например, именно таким образом добирались от Кумертау до Лондона, чтобы участвовать в чемпионате Европы.

Невелик и сам коллектив. В ОКБ «Ротор» восемнадцать штатных сотрудников, пятеро из них – конструкторы. Практически все инженеры, летчики и техники начинали свой профессиональный путь в дельтаклубе. Двое – в прошлом воспитанники центра юных техников, названного в честь Александра Палатникова, легенды города Кумертау, создателя и первого руководителя авиационного предприятия. «Мозговой центр» фирмы – это команда, способная создавать настоящие авиационные шедевры, подтвержденные международными патентами. Но дождутся ли шедевры государственной поддержки или изящные идеи, как это принято в последние десятилетия, станут достоянием других стран? Сегодня этот вопрос – ключевой для будущего «Ротора».

Летчики ОКБ «Ротор» — команда профессиональная.

Рожденные летать

То, что живет и развивается кумертауская фирма нескучно, понятно уже из того, что родилась и действует она в России. А значит, очень часто выживает не благодаря существующим в стране условиям для становления бизнеса, а вопреки им.

– В авиации есть понятие «сертификат типа». Это документ, позволяющий серийно производить летательные аппараты, – поясняет Виктор Хрибков. – Его получение занимает два года, в течение которых нужно доказать, что наш самолет умеет летать. При этом нужно заплатить государству в лице московских чиновников 600-800 тысяч долларов. Сегодня имеют такие средства и продают свои вертолеты в России, как правило, лишь иностранцы: американская фирма «Робертсон», чешская «Спорткруиз», немецкая «Евро-стар». А мы пытаемся продвинуть наш отечественный сверхлегкий вертолет, изобретенный в постсоветском пространстве, практически в вакууме. И наши проблемы еще раз доказывают простую истину: ни один летательный аппарат ни в одной стране мира не может подняться в воздух без государственной поддержки.

Опытно-конструкторское бюро «Ротор» за последние два года подготовило почти два десятка вариантов бизнес-планов. В поисках инвесторов попало в поле зрения многих предпринимательских организаций. Получило много позитивных оценок по поводу проекта создания вертолета. Но реальную помощь получило лишь однажды – от Уфимского моторостроительного предприятия. Три года назад это предприятие вложило 22 миллиона рублей в проект сверхлегкого вертолета. На эти средства изготовлено три вертолета, получены оценки пилотов-экспертов из Германии. Половина пути к сертификации пройдена, но как в разгар экономического кризиса дойти до уровня, с которого проект начнет приносить прибыль?

Потенциальных инвесторов из России у «Ротора» нет. Зато иностранные делегации на фирме бывают. В Кумертау в последние годы приезжали заинтересованные люди из Канады, Кореи, Арабских Эмиратов, Германии, Китая. И у всех визитеров формула будущего такова: руководитель фирмы переезжает в Берлин (Сеул, Пекин и т.д.), получает контракт с привлекательной суммой зарплаты, сам же бренд принадлежит стране, в которой развернуто производство. А поскольку такой путь «Ротор» не считает для себя приемлемым, фирма ищет другие варианты развития и, в частности, готовится в ближайшее время сертифицировать свой вертолет в Европе.

Обеспечить достойное будущее своему детищу – задача сложная и творческая. И, как бы ни сопротивлялась ей общероссийская реальность, эти инженеры из Кумертау уверены: техническое творчество обязательно должно заканчиваться бизнесом. Наука ради науки им не интересна, идеи должны быть плодотворными. Человеку, рожденному летать, интересно сделать то, что будет востребованно людьми. Только тогда это будет достойное продолжение полета мысли.

Татьяна ХУДЯКОВА, г. Кумертау.
Фото из архива опытно-конструкторского бюро «Ротор».

26.11.10


На главную

Вернуться в раздел статьи
:
«2011 »
24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
«2010 »
50 49 48 47 46 45 44 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30 1 1
«2009 »
50 49 48 47 46 45 44 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30 29 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 21 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
«2008 »
51 454 49 48 47 46 45 44 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30 29 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
 














 

:


 

экономика

Заглядывая в будущее строительной отрасли

В уфимском Дворце спорта проходит 18-я международная специал...

Креативный проект

В прошедшую среду в индустриальном парке «Марьино» под Санкт-...

«Законодательные козыри» антимонопольщиков

В июле исполнится 20 лет с момента принятия закона об ограни...

«Витязь»: поездка в будущее

На полигоне близ города Бронницы Московской области в сере...

 

предпринимательство

Вырастить кадры

В столице республики прошла V ежегодная научно-практиче...

Главный приз — у Башкортостана

На X юбилейном выставочно-конгрессном мероприятии «Дни малого и&...

На прежние рубежи

Различные общественные организации, представляющие интересы с...

Успешный регион успешен во всём

24 мая в Москве открылось X юбилейное выставочно-конг...

 

финансы

Не самое важное слово

Интересы потребителя финансовых услуг учитываются в пос...

Финликбез из аудитории

В Уфимской государственной академии экономики и се...

Рекордная халатность

Рекорды, как известно, любят, когда их бьют. И башкирс...

Путь к финансовой самодостаточности

Территории работают над повышением эффективности использова...

 

инновации

Парадоксы технологической экосистемы

Какое технологическое новшество в очередной раз изменит ...

Горячо, ещё горячее...

Американский исследователь прoфессор Пол Коннет дал та...

Через «Долину павших»

Идёт битва за технологический суверенитет «Сколково» до...

Трудовой кодекс ждет перемен?

Накануне Международного дня солидарности трудящихся, ...

 

регион

Эхо взрывов в арсенале

26 мая около населенного пункта Урман в Иглинском район...

Зилим — парк местного масштаба

Полюбоваться на его красоты едут туристы со всей Ро...

К весне готовьтесь... с осени

От того, что посеем и что пожнём, зависит жизнь Министерств...

Высокий статус священной горы

Начало 2011 года ознаменовалось важной экологической ново...

 

аналитика

Хоккей преткновения

Мы уже привыкли к тому, что хоккей имеет спортивное и&...

Печать в перспективе

Под Екатеринбургом на базе отдыха «Иволга» прошел тр...

За доверие потребителей

Череда экономических кризисов в России и мире, обос...

Парадоксы Трудового кодекса

Высокопроизводительным может быть только труд свободног...
 
 
" "
""

450079, , ., . 50- , .13, . 700
: (347) 273-44-45
e-mail: neg-ufa@mail.ru